Сегодня нам предстоит прочесть последнюю главу из Евангелия от Луки. В ней будет и скорбь, и радость, и расставание, и надежда. Удивительно, как это совпало с тем, что переживает и Церковь!
Нам с вами тоже предстоит расстаться на некоторое время, потому что главы по Иоанну готовит мой друг, преподаватель Колледжа и администратор Правкурса Дмитрий Иванин. Дмитрий не только учит, как я, но и воплощает Евангелие в жизни: в Даниловом монастыре он руководит группой милосердия, которая заботится о бездомных. Так что вы остаетесь в прекрасной компании, и после Пасхи сможете читать Евангелие, которое и читает Церковь!
А сразу после завершения рассылки я напишу вам, как продолжить общение и изучение Слова Божия со мной и другими преподавателями нашего Колледжа.
Ваш во Христе,
Владимир Стрелов
Мы привыкли к Воскресению, и удивляемся, что остальной мир нас в этом не поддерживает. Но сегодняшнее Евангелие повествует, как по-разному даже люди, знавшие Иисуса лично при жизни, воспринимают весть о Его Воскресении. Воскресение — не просто догма. Это — реальность, которая меняет жизнь. И Лука предлагает нам в этом убедиться.
24:1 В первый же день недели, очень рано, неся приготовленные ароматы, пришли они [женщины] ко гробу, и вместе с ними некоторые другие;
2 но нашли камень отваленным от гроба.
3 И, войдя, не нашли тела Господа Иисуса.
4 Когда же недоумевали они о сем, вдруг предстали перед ними два мужа в одеждах блистающих.
5 И когда они были в страхе и наклонили лица [свои] к земле, сказали им: что вы ищете живого между мертвыми?
Как часто мы слышим эти слова за Всенощной в храме! Иногда мы их пропускаем как некий фон. Но вдумайтесь, каково было слышать эту фразу испуганным, потерявшим надежду, ошеломленным женщинам? «Что вы ищете Живого между мертвыми?» Сколько в этом уверенности и силы!
6 Его нет здесь: Он воскрес; вспомните, как Он говорил вам, когда был еще в Галилее,
7 сказывая, что Сыну Человеческому надлежит быть предану в руки человеков грешников, и быть распяту, и в третий день воскреснуть.
Вот оно, первое Евангелие.
8 И вспомнили они слова Его;
9 и, возвратившись от гроба, возвестили все это одиннадцати и всем прочим.
10 То были Магдалина Мария, и Иоанна, и Мария, [мать] Иакова, и другие с ними, которые сказали о сем Апостолам.
11 И показались им слова их пустыми, и не поверили им.
Но ученики не верят. Ученики. Которые знали Иисуса. Которым Иисус столько говорил об этом. Которые были свидетелями стольких чудес, в том числе воскрешений. И все равно — не верят.
Свидетельства женщин оказывается недостаточно. Им нужна Встреча.
А мы расстраиваемся и гневаемся, когда не верят наши современники. Но если у них не было НИКАКОЙ встречи, ни с Иисусом как учителем, ни с Воскресшим Иисусом как Господом, чего же можно от них требовать?
Впрочем, Петр (а с ним и другой ученик, о котором повествует четвертое Евангелие) оказался вернее остальных:
12 Но Петр, встав, побежал ко гробу и, наклонившись, увидел только пелены лежащие, и пошел назад, дивясь сам в себе происшедшему.
Петр, увидев происшедшее, еще не верит. Он только дивится.
13 В тот же день двое из них шли в селение, отстоящее стадий на шестьдесят от Иерусалима, называемое Эммаус;
Куда же они шли? Шестьдесят стадий — это примерно 11 км. Предложено как минимум четыре разных локации для этого городка: Абу-Гош и Эль-Кубейб (совпадает по расстоянию, но в остальном маловероятно), Моца-Иллит (5 км, во времена Византии была Церковь, возможно Хаммоца=Аммаус) и Имуас в Латруне (многими отождествлялся с Эммаусом, но отстоит он не на 60, а на 160 стадий. И тогда мы имеем дело с двойным чудом, что апостолы за один день проделали 26 км. в одну сторону, и почти бегом обратно столько же!)
Вторая неизвестная в этом рассказе — личность спутников. Одного мы знаем, это Клеопа, и Евсевий говорит, что это родственник Иисуса по Иосифу. Про второго есть мнение, что это Лука, сам автор Евангелия. Но с точностью этого сказать нельзя.
Один ученый епископ, проповедуя на этот отрывок, говорил, что это замечательно, что мы не знаем ни места, ни личности учеников, потому что на их месте можем оказаться мы, каждый из нас, на своем месте может почувствовать себя спутником на пути в Эммаус.
14 и разговаривали между собою о всех сих событиях.
15 И когда они разговаривали и рассуждали между собою, и Сам Иисус, приблизившись, пошел с ними.
16 Но глаза их были удержаны, так что они не узнали Его.
Они идут в Эммаус, потому что разочарованы, что еще делать в Иерусалиме?… Но в этом разочаровании Бог их не покинул.
Глаза их были удержаны. Может быть, Сам Бог на время скрыл от них личность Спутника? Или страх, печаль, разочарование не давали им видеть? Получается, Господь может быть, идти с нами, а мы можем этого не замечать?
Не бывало ли у вас такого, что Присутствие Бога в трудностях становится видно только позже, постфактум? Что мешает видеть вам?
17 Он же сказал им: о чем это вы, идя, рассуждаете между собою, и отчего вы печальны?
18 Один из них, именем Клеопа, сказал Ему в ответ: неужели Ты один из пришедших в Иерусалим не знаешь о происшедшем в нем в эти дни?
19 И сказал им: о чем? Они сказали Ему: что было с Иисусом Назарянином, Который был пророк, сильный в деле и слове пред Богом и всем народом;
20 как предали Его первосвященники и начальники наши для осуждения на смерть и распяли Его.
21 А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля; но со всем тем, уже третий день ныне, как это произошло.
Вот второе Евангелие в этом рассказе. Здесь уже больше подробностей. Иисус представляется как пророк, который должен был избавить Израиля, но которого предали на Распятие, и некоторые видели пустую гробницу и ангелов, но Его не видели.
Несмотря на содержание вести, все это рассказывается с глубоким пессимизмом. Клеопа сам не верит в то, о чем говорит.
Не таковы ли некоторые книги и учителя, которые сегодня говорят об Иисусе? Да что говорить о других. Не бывает ли, что мы сами именно так «свидетельствуем», что Он жив?
Вместе с тем, очень важно, что Клеопа все это говорит. Несбывшиеся надежды — это то, что больше всего подрывает нашу веру. Надежды на Церковь и церковное возрождение. Надежды на епископов и пастырей. Надежды на приходы и группы, общины. Надежды на родных и друзей. Надежды на себя, на изменения в себе. И даже надежды на Самого Бога.
Есть ли в вашей жизни надежды, которые не сбылись, а принесли только разочарование?
Вы можете рассказать об этом Богу?
22 Но и некоторые женщины из наших изумили нас: они были рано у гроба
23 и не нашли тела Его и, придя, сказывали, что они видели и явление Ангелов, которые говорят, что Он жив.
24 И пошли некоторые из наших ко гробу и нашли так, как и женщины говорили, но Его не видели.
Женщин не услышали, своим не поверили. Иногда мы предвзяты к тем или иным людям, группам людей. Однажды мы обсуждали, почему так происходит. Вот некоторые из ответов:
- Не доверяю, когда жизнь человека не соответствует (но, может, он старается, а не получается воплотить?) Бог действует иногда вне зависимости от качеств человека…
- Я ждал от духовенства открытия воли Божией, а не от супруги, а оказалось, надо наоборот.
- Когда мы в конфликте, трудно поверить другому.
- Когда после свидетельства идет попытка надавить, сочетается с инструкцией «делай так-то», это принимать не хочется.
- Когда подозреваешь в корыстных и др.мотивах.
- Когда это выглядит несколько искусственно,
- Когда это без внимания к человеку.
Бывает ли у вас, что вам трудно принять чье-то свидетельство? Почему?
25 Тогда Он сказал им: о, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки!
26 Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою?
Иногда Божье обличение может быть суровым. Но оно — для жизни. Иначе нас не встряхнуть!
Для Луки очень характерно это ударение на то, что все произошло не потому, что плохие иудеи или римляне так решили, а потому, что так надлежало быть — по промыслу Божию — для спасения всего мира. Именно через страдания Иисус входит в Свою славу, всем становится явным, что именно Он — Господь.
27 И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании.
Незнакомец обращает их к Слову Божию. Интересно, почему Господь не открыл свое инкогнито – все ведь было бы проще? Может быть, Иисус не хочет умножать слов – и так довольно сказано в Писании, надо это ценить, — поэтому он и обращает их к Писанию? Также это помогает вырваться апостолам из зацикленности и посмотреть на произошедшее в контексте всего, что они знают. А критерий один – горит сердце.
28 И приблизились они к тому селению, в которое шли; и Он показывал им вид, что хочет идти далее.
29 Но они удерживали Его, говоря: останься с нами, потому что день уже склонился к вечеру. И Он вошел и остался с ними.
Чем-то это напоминает хождение Иисуса по морю, когда Он хочет миновать учеников (Мк. 6:8). Толкователи недоумевают, испытывал ли Иисус их, или просто проявлял восточную вежливость. А мне кажется, что Он просто оставлял им свободу — готовы ли они довериться Ему.
30 И когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им.
31 Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Он стал невидим для них.
32 И они сказали друг другу: не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание?
33 И, встав в тот же час, возвратились в Иерусалим и нашли вместе одиннадцать [Апостолов] и бывших с ними,
34 которые говорили, что Господь истинно воскрес и явился Симону.
35 И они рассказывали о происшедшем на пути, и как Он был узнан ими в преломлении хлеба.
Вот оно — критерий встречи с Господом: не горело ли сердце наше. Так молиться. Так читать Писание. Так участвовать в Евхаристии. Так служить ближним.
Христос часто бывает с нами. Надо только иметь очи открытыми.
36 Когда они говорили о сем, Сам Иисус стал посреди них и сказал им: мир вам.
37 Они, смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа.
Ох, кажется, уже все веруют, но встреча с живым Иисусом вызывает у них недоверие и шок! Это напоминает мне эпизод из Деяний, когда Петр будет в темнице ждать смерти, вся церковь будет за него молиться, но когда Петр чудесным образом освободится, никто не поверит, и будут думать, что он призрак (Деян. 12:1-17)! Знаете, в такие моменты я действительно начинаю верить, что авторы Евангелий умели шутить! Но это очень добрый юмор, рождающийся из самой чистой, светлой радости.
38 Но Он сказал им: что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши?
39 Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня.
40 И, сказав это, показал им руки и ноги.
41 Когда же они от радости еще не верили и дивились, Он сказал им: есть ли у вас здесь какая пища?
42 Они подали Ему часть печеной рыбы и сотового меда.
43 И, взяв, ел пред ними.
Как трогательно Иисус их убеждает в реальности Своего воскресения!
44 И сказал им: вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах.
45 Тогда отверз им ум к уразумению Писаний.
Иисус открывает им не просто «правильные толкования» — вот, мол, повторите и заучите. Теперь их сердце стало видящим, и они не нуждаются в пособиях толкователей.
46 И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день,
47 и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима.
48 Вы же свидетели сему.
Третье Евангелие, уже из уст Самого Иисуса.
49 И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше.
Если вы думаете, что все закончилось, — как бы говорит им Иисус, — то вы ошиблись. Для вас все только начинается.
Может быть, и для нас подлинная жизнь в Боге, жизнь учеников и свидетелей, в силе Духа Святого, — еще только впереди? Верите ли вы в это?
50 И вывел их вон [из города] до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их.
51 И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо.
52 Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью.
53 И пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога. Аминь.
Мы закончили третье Евангелие. Я надеюсь, что и в вашем сердце радости прибавилось. Оставляю вас в надежных руках Димитрия. Светлой вам Пасхи! Да благословит вас Господь, братья и сестры! Аминь.
PS Если у вас есть желание, напишите на Светлой седмице отзыв о рассылке. Такие отзывы требуют времени, сосредоточенности, но всегда приносят пользу. Они помогают лучше понять, что изменилось в нашем восприятии Священного Писания, помогают понять, какой путь пройден.
Если вы хотите поддержать дело библейского просвещения, напоминаю, перечисления можно сделать:
- через форму на сайте Коллежа Наследие https://nasledie-college.ru/uniteller/ ;
- системой быстрых платежей (СБП) по номеру телефона 8926 526 37 39;
Перечисления отправляем на банк «Точка» (пожалуйста, не выбирайте Сбер, это личная карта, она не предназначена для денег колледжа). - реквизиты карты банка «Точка» 5140170242756469 STRELOV VLADIMIR.
При возникновении вопросов или технических сложностей в перечислении – сообщите, пожалуйста, мне в личные сообщения.
Всего самого доброго!