Мы продолжаем читать по 2 главы из Евангелия. Моя цель по-прежнему — не сделать новый комментарий, а услышать, что этот текст говорит мне, какие вопросы ставит, о чем заставляет задуматься — и при этом сохранить разумный объем. Если вам хочется чего-то большего, присоединяйтесь в комментариях.
7:1 Когда Он окончил все слова Свои к слушавшему народу, то вошел в Капернаум.
Две ближайшие главы будут посвящены деятельности Иисуса.
2 У одного сотника слуга, которым он дорожил, был болен при смерти.
3 Услышав об Иисусе, он послал к Нему Иудейских старейшин просить Его, чтобы пришел исцелить слугу его.
4 И они, придя к Иисусу, просили Его убедительно, говоря: он достоин, чтобы Ты сделал для него это,
5 ибо он любит народ наш и построил нам синагогу.
6 Иисус пошел с ними. И когда Он недалеко уже был от дома, сотник прислал к Нему друзей сказать Ему: не трудись, Господи! ибо я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой;
7 потому и себя самого не почел я достойным придти к Тебе; но скажи слово, и выздоровеет слуга мой.
8 Ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает.
9 Услышав сие, Иисус удивился ему и, обратившись, сказал идущему за Ним народу: сказываю вам, что и в Израиле не нашел Я такой веры.
10 Посланные, возвратившись в дом, нашли больного слугу выздоровевшим.
Лука показывает нам удивительный контраст между тем, что о сотнике говорят другие (превозносят), и как он сам воспринимает себя по отношению к Иисусу (глубокое смирение и вера). И, заметьте, сотник — не из народа Божия.
А как вы чувствуете, ведете себя, оказав благодеяние? Хороший способ не превознестись — благодарить за то, что Господь дал возможность послужить, и смотреть на тех, кто еще нуждается.
11 После сего Иисус пошел в город, называемый Наин; и с Ним шли многие из учеников Его и множество народа.
12 Когда же Он приблизился к городским воротам, тут выносили умершего, единственного сына у матери, а она была вдова; и много народа шло с нею из города.
13 Увидев ее, Господь сжалился над нею и сказал ей: не плачь.
14 И, подойдя, прикоснулся к одру; несшие остановились, и Он сказал: юноша! тебе говорю, встань!
15 Мертвый, поднявшись, сел и стал говорить; и отдал его [Иисус] матери его.
Эта женщина не просто потеряла сына. Она была обречена на нищенское существование, потому что именно дети обеспечивали старость своих родителей. И Иисус не проходит мимо.
Но как быть тем, кому дети не возвращались при жизни? Трудный вопрос.
Наша прекрасная преподавательница курса «Библия и искусство» Лилия Николаевна Ратнер простилась со своим сыном Дмитрием, и много лет жила с памятью о нем. Она жила без претензий к Богу, и сила ее веры и любви ко Христу стала невероятной.
О.Алексей Уминский несколько лет назад проводил своего сына. После он стал другим человеком: похоже, он перестал бояться — и, как древние праведники, боится только Бога.
Наша сестра во Христе рассталась в этом мире с сыном — вот уже несколько лет. Только после этого, по ее признанию, она и начала понимать, что такое молиться; рядом с ней хорошо быть, кажется, что любви хватает на всех.
Все они не видели воскрешения своих детей. Но у них есть другой опыт — в своем горе они встретились с Богом, и эта встреча сделала их иными людьми (1 Цар. 10:6).
16 И всех объял страх, и славили Бога, говоря: великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой.
17 Такое мнение о Нем распространилось по всей Иудее и по всей окрестности.
18 И возвестили Иоанну ученики его о всем том.
19 Иоанн, призвав двоих из учеников своих, послал к Иисусу спросить: Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого?
20 Они, придя к [Иисусу], сказали: Иоанн Креститель послал нас к Тебе спросить: Ты ли Тот, Которому должно придти, или другого ожидать нам?
Лука уж точно рисует картину так, будто вопрос действительно рождается у самого Иоанна Крестителя. Почему так, понятно из Лк. 3:17, он совсем иначе видел дела Мессии. И все же, такой вопрос после всего, что он знал об Иисусе? Да, после всего.
Когда у вас рождаются подобные вопросы (о Боге, о своем призвании), вы их боитесь, или все-таки задаете? И — кому вы их адресуете?
21 А в это время Он многих исцелил от болезней и недугов и от злых духов, и многим слепым даровал зрение.
22 И сказал им Иисус в ответ: пойдите, скажите Иоанну, что вы видели и слышали: слепые прозревают, хромые ходят, прокаженные очищаются, глухие слышат, мертвые воскресают, нищие благовествуют;
23 и блажен, кто не соблазнится о Мне!
Соблазниться и усомниться — разные вещи. Сомневаться — нормально. Соблазниться — это не услышать правды, принять неверный ответ, отпасть или удовлетвориться тем, что ответом вовсе не является.
24 По отшествии же посланных Иоанном, начал говорить к народу об Иоанне: что смотреть ходили вы в пустыню? трость ли, ветром колеблемую?
25 Что же смотреть ходили вы? человека ли, одетого в мягкие одежды? Но одевающиеся пышно и роскошно живущие находятся при дворах царских.
26 Что же смотреть ходили вы? пророка ли? Да, говорю вам, и больше пророка.
27 Сей есть, о котором написано: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою.
28 Ибо говорю вам: из рожденных женами нет ни одного пророка больше Иоанна Крестителя; но меньший в Царствии Божием больше его.
Мы — счастливые люди, наша жизнь может быть полнее, чем жизнь самого Иоанна Крестителя (этому посвящен второй том Луки — книга Деяний). Согласны?
29 И весь народ, слушавший [Его], и мытари воздали славу Богу, крестившись крещением Иоанновым;
30 а фарисеи и законники отвергли волю Божию о себе, не крестившись от него.
31 Тогда Господь сказал: с кем сравню людей рода сего? и кому они подобны?
32 Они подобны детям, которые сидят на улице, кличут друг друга и говорят: мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам плачевные песни, и вы не плакали.
33 Ибо пришел Иоанн Креститель: ни хлеба не ест, ни вина не пьет; и говорите: в нем бес.
34 Пришел Сын Человеческий: ест и пьет; и говорите: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам.
35 И оправдана премудрость всеми чадами ее.
Хотя этот стих звучит как горький сарказм, так случилось из-за перевода. Более верно: «Но все (истинные) дети признали правоту мудрости» (т.е. все истинно любящие Бога распознали мудрость и стали учениками) или «Но премудрость оправдана через своих детей» (т.е. последователи Иоанна и Иисуса доказывают своей жизнью, что их учителя от Бога).
36 Некто из фарисеев просил Его вкусить с ним пищи; и Он, войдя в дом фарисея, возлег.
37 И вот, женщина того города, которая была грешница, узнав, что Он возлежит в доме фарисея, принесла алавастровый сосуд с миром
38 и, став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром.
39 Видя это, фарисей, пригласивший Его, сказал сам в себе: если бы Он был пророк, то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему, ибо она грешница.
40 Обратившись к нему, Иисус сказал: Симон! Я имею нечто сказать тебе. Он говорит: скажи, Учитель.
41 Иисус сказал: у одного заимодавца было два должника: один должен был пятьсот динариев, а другой пятьдесят,
42 но как они не имели чем заплатить, он простил обоим. Скажи же, который из них более возлюбит его?
43 Симон отвечал: думаю, тот, которому более простил. Он сказал ему: правильно ты рассудил.
44 И, обратившись к женщине, сказал Симону: видишь ли ты эту женщину? Я пришел в дом твой, и ты воды Мне на ноги не дал, а она слезами облила Мне ноги и волосами головы своей отерла;
45 ты целования Мне не дал, а она, с тех пор как Я пришел, не перестает целовать у Меня ноги;
46 ты головы Мне маслом не помазал, а она миром помазала Мне ноги.
47 А потому сказываю тебе: прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит.
48 Ей же сказал: прощаются тебе грехи.
49 И возлежавшие с Ним начали говорить про себя: кто это, что и грехи прощает?
50 Он же сказал женщине: вера твоя спасла тебя, иди с миром.
Читая этот текст, мы можем почувствовать себя в разных ролях. Попробуйте честно ответить себе.
Может быть, как Симону, мне трудно поверить, что некоторые люди могут измениться, и я осуждаю, даже не отдавая себе в этом отчет («Да он из «этих» (подставьте сами), а они неисправимы!», «Да я его как облупленного знаю»)?
Может быть, как эту женщину, меня мучает прошлое. Но верю ли я, что Господь может простить и исцелить просто так, или во мне живет уныние и безнадежность?
Если бы к вам обратился человек, общение с которым могло бы бросить тень на вашу репутацию, с которым может быть непросто, и сделал бы это в совершенно неуместное, казалось бы, время, продолжили бы вы с ним общение?
Принесите то, что вам открылось, Господу — или просто даже попробуйте исправить то, что в этом нуждается.
8:1 После сего Он проходил по городам и селениям, проповедуя и благовествуя Царствие Божие, и с Ним двенадцать,
2 и некоторые женщины, которых Он исцелил от злых духов и болезней: Мария, называемая Магдалиною, из которой вышли семь бесов,
3 и Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова, и Сусанна, и многие другие, которые служили Ему имением своим.
Христианство не может без мужчин — там, где их нет, общины лишены динамики, развития, не могут активно влиять на внешний мир. Но точно также христианство не может обойтись и без женщин — которые хранят веру-верность вне зависимости от обстоятельств, которые могут совершать нелогичные, но очень искренние поступки, которые не ищут первенства, а готовы служить.
4 Когда же собралось множество народа, и из всех городов жители сходились к Нему, Он начал говорить притчею:
5 вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его;
6 а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги;
7 а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его;
8 а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!
9 Ученики же Его спросили у Него: что бы значила притча сия?
10 Он сказал: вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так что они видя не видят и слыша не разумеют.
11 Вот что значит притча сия: семя есть слово Божие;
12 а упавшее при пути, это суть слушающие, к которым потом приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись;
13 а упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают;
14 а упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода;
15 а упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении. Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!
Много слов уже прочитано и промолено за этот пост. Какие из них оставили след в сердце и дают силу жить, какие призывают к труду в терпении?
16 Никто, зажегши свечу, не покрывает ее сосудом, или не ставит под кровать, а ставит на подсвечник, чтобы входящие видели свет.
17 Ибо нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, ни сокровенного, что не сделалось бы известным и не обнаружилось бы.
18 Итак, наблюдайте, как вы слушаете: ибо, кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что он думает иметь.
Мой учитель в Писании Илья Яковлевич Гриц пояснял, что Христос говорит притчами не для устрашения, не из безразличия, а как раз ради того, чтобы возжечь в сердцах желание, жажду по Слову, чтобы захотелось искать ответов.
19 И пришли к Нему Матерь и братья Его, и не могли подойти к Нему по причине народа.
20 И дали знать Ему: Матерь и братья Твои стоят вне, желая видеть Тебя.
21 Он сказал им в ответ: матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его.
Обратите внимание на деликатность Луки. Мы знаем из предыдущих чтений, что родные не веровали в Него, думали, что Иисус вышел из себя. Но Лука это опускает. И здесь не только «пиетет» перед семьей Иисуса. Есть такие рассказчики, которые всегда о других стараются говорить хорошее.
22 В один день Он вошел с учениками Своими в лодку и сказал им: переправимся на ту сторону озера. И отправились.
23 Во время плавания их Он заснул. На озере поднялся бурный ветер, и заливало их [волнами], и они были в опасности.
24 И, подойдя, разбудили Его и сказали: Наставник! Наставник! погибаем. Но Он, встав, запретил ветру и волнению воды; и перестали, и сделалась тишина.
У вас было так на молитве?
25 Тогда Он сказал им: где вера ваша? Они же в страхе и удивлении говорили друг другу: кто же это, что и ветрам повелевает и воде, и повинуются Ему?
26 И приплыли в страну Гадаринскую, лежащую против Галилеи.
27 Когда же вышел Он на берег, встретил Его один человек из города, одержимый бесами с давнего времени, и в одежду не одевавшийся, и живший не в доме, а в гробах.
28 Он, увидев Иисуса, вскричал, пал пред Ним и громким голосом сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? умоляю Тебя, не мучь меня.
29 Ибо [Иисус] повелел нечистому духу выйти из сего человека, потому что он долгое время мучил его, так что его связывали цепями и узами, сберегая его; но он разрывал узы и был гоним бесом в пустыни.
30 Иисус спросил его: как тебе имя? Он сказал: легион, — потому что много бесов вошло в него.
31 И они просили Иисуса, чтобы не повелел им идти в бездну.
32 Тут же на горе паслось большое стадо свиней; и [бесы] просили Его, чтобы позволил им войти в них. Он позволил им.
33 Бесы, выйдя из человека, вошли в свиней, и бросилось стадо с крутизны в озеро и потонуло.
34 Пастухи, видя происшедшее, побежали и рассказали в городе и в селениях.
35 И вышли видеть происшедшее; и, придя к Иисусу, нашли человека, из которого вышли бесы, сидящего у ног Иисуса, одетого и в здравом уме; и ужаснулись.
36 Видевшие же рассказали им, как исцелился бесновавшийся.
37 И просил Его весь народ Гадаринской окрестности удалиться от них, потому что они объяты были великим страхом. Он вошел в лодку и возвратился.
38 Человек же, из которого вышли бесы, просил Его, чтобы быть с Ним. Но Иисус отпустил его, сказав:
39 возвратись в дом твой и расскажи, что сотворил тебе Бог. Он пошел и проповедывал по всему городу, что сотворил ему Иисус.
Есть ли у вас такой опыт? Рассказали ли вы хоть одной душе о том, от чего исцелил и освободил вас Иисус?
40 Когда же возвратился Иисус, народ принял Его, потому что все ожидали Его.
41 И вот, пришел человек, именем Иаир, который был начальником синагоги; и, пав к ногам Иисуса, просил Его войти к нему в дом,
42 потому что у него была одна дочь, лет двенадцати, и та была при смерти. Когда же Он шел, народ теснил Его.
43 И женщина, страдавшая кровотечением двенадцать лет, которая, издержав на врачей все имение, ни одним не могла быть вылечена,
44 подойдя сзади, коснулась края одежды Его; и тотчас течение крови у ней остановилось.
45 И сказал Иисус: кто прикоснулся ко Мне? Когда же все отрицались, Петр сказал и бывшие с Ним: Наставник! народ окружает Тебя и теснит, — и Ты говоришь: кто прикоснулся ко Мне?
46 Но Иисус сказал: прикоснулся ко Мне некто, ибо Я чувствовал силу, исшедшую из Меня.
47 Женщина, видя, что она не утаилась, с трепетом подошла и, пав пред Ним, объявила Ему перед всем народом, по какой причине прикоснулась к Нему и как тотчас исцелилась.
48 Он сказал ей: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя; иди с миром.
49 Когда Он еще говорил это, приходит некто из дома начальника синагоги и говорит ему: дочь твоя умерла; не утруждай Учителя.
50 Но Иисус, услышав это, сказал ему: не бойся, только веруй, и спасена будет.
51 Придя же в дом, не позволил войти никому, кроме Петра, Иоанна и Иакова, и отца девицы, и матери.
52 Все плакали и рыдали о ней. Но Он сказал: не плачьте; она не умерла, но спит.
53 И смеялись над Ним, зная, что она умерла.
54 Он же, выслав всех вон и взяв ее за руку, возгласил: девица! встань.
55 И возвратился дух ее; она тотчас встала, и Он велел дать ей есть.
56 И удивились родители ее. Он же повелел им не сказывать никому о происшедшем.
Было ли так, что в вашей жизни все было настолько же плохо, как и у Иаира? В чем в таком случае вы видели руку Божию?
Боялись ли вы о чем-то просить у Бога, как эта женщина?
Память о каком чуде хранит ваше сердце, за что вы можете благодарить Бога?
И одно свидетельство
Александр пишет: Хотелось бы вспомнить один из первых опытов встречи с Богом. Правда, тогда мне это так не казалось. Лет 13 назад, это было время падений и поисков, у меня был очень сложный период. Я ушел с прежней работы и, устроившись на новое место, не знал, что будет дальше. Тогда я и познакомился со своей будущей женой, но не думал о том, что у нас будут серьезные отношения. Я вообще я не понимал, куда двигаюсь! Вдобавок, мои близкие родственники были против отношений с будущей супругой, и мне нужно было делать выбор: оставаться в своей прежней, «облегченной» жизни, приняв сторону родственников, либо избрать что-то новое, неизвестное.
Был такой момент, когда у меня в руках оказалось Евангелие. Прочитав залпом Евангелие от Матфея, я испытал какой-то ужас от того, как я живу, и понял, что срочно необходимо менять вектор своего жизненного пути. Я сделал этот выбор, и продолжаю его делать до сих пор — это жизнь с Богом. Благодарю Господа, что тогда, когда я Его не осознавал, Он был рядом, послав мне как дар те обстоятельства, человека, который впоследствии станет моей женой. Кстати с ней (А.) связан мой первый опыт молитвы. Также благодарю за родственников, которые своим отношением, того не осознавая, закаляли таким образом мой характер и веру в то, что Бог знает, помнит и ведет меня.
Когда у вас рождаются подобные вопросы (о Боге, о своем призвании), вы их боитесь, или все-таки задаете? И — кому вы их адресуете?
Уходить от вопросов, кажется, опасно, можно их отложить на время. Я приношу их в молитве к Богу. В таких случаях всегда вспоминаю те моменты, которые были для меня знаком призвания — мне это помогает. Собственно, такие сомнения возникают в тяжёлые душевные минуты, что говорит об источнике таких колебаний. Есть евангельский принцип судить всякую мысль по плодам, которые она производит в душе.
Когда у вас рождаются подобные вопросы (о Боге, о своем призвании), вы их боитесь, или все-таки задаете? И — кому вы их адресуете?
Адресую Богу. Понимаю, что это может быть дерзостью…но все равно прежде всего — Ему. А потом мучаюсь: получила ответ от Него или приняла за ответ свои собственные эмоции? И требую от Него подтверждений и т. п.
Мне понравилась мысль из Паркера, может быть, она тебе поможет: «С этим было связано установленное в группе правило, чтобы не молиться дольше недели о каком-либо… качестве собственной жизни. Бог слышит, и надо дать семенам молитвы прорасти». http://blog.nasledie-college.ru/prayer-can-change-your-life/
Снова читаем сегодня эпизод об исцелении бесноватого. Не понимаю, почему Христос не взял его с Собой, ведь он хотел быть с Ним! Такое благое намерение…
Но ведь благовествовать — это тоже благо! Он становится апостолом в этой области, куда Иисус учеников не посылает.
Ученикам тоже хотелось остаться на горе Преображения, и вообще, чтобы Спаситель не уходил…
Не понимаю, когда говорят, что Иоанн Предтеча сомневался. Ведь Сам Христос показал Своими словами, что Иоанн не сомневающийся. «Что смотреть ходили вы в пустыню? Трость ли ветром колеблемую?» Колеблемая трость это символ сомнений, Христос говорит, что Иоанн не сомневался, он не эта трость.
Имеете право на свое мнение, Катя! Может быть, вы и правы, окажемся там, узнаем.
Как бы я понял слова о трости. Мы точно видим, что Иоанн не сомневался в том, что есть Бог, и служил Ему своей жизнью. В этом смысле он не сомневается.
Но сам он проповедовал, что Мессия придет для того, чтобы судить, сжечь солому огнем неугасимым.
Вместо этого Иисус ничего не предпринимает! Напротив, в проповеди в Назарете Он опускает слова из Исайи о дне мщения.
Тут было от чего опешить! Ты представлял Мессию одним, но Иисус ведет себя иначе. И он задает вопрос: «Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого?»
Можно, конечно, сказать, что это вопрос для учеников — но только вот в тексте Евангелий такого нет, это наше благочестивое толкование.
Важно не то, сомневается или нет человек (ни в чем не сомневается только психически нездоровый человек, маниак), а то, преодолевает ли он сомнение, или дает ему собой руководить.