9:1 Созвав же двенадцать, дал силу и власть над всеми бесами и врачевать от болезней,
2 и послал их проповедывать Царствие Божие и исцелять больных.
Сегодня мы, члены и сотрудники церковных комиссий, думаем о курсах миссионеров, где будут читаться ученые лекции, а также об обязательной сертификации миссионеров…
А здесь все иначе.
Христос избирает, Христос дает силу и власть, Христос, вдохновив собственным примером, посылает на проповедь.
Это не значит, что учеба не нужна — и Павел учился у ног Гамалиила, и Златоуст не стал бы Златоустом без Ливания. Но не людям, в конце концов, решать, кто действительно готов к благовествованию. И, может, чем меньше будет человеческого вмешательства в это, и чем больше — обучения, как распознавать волю Божию о себе, и личного примера, — тем, на самом деле, лучше?
3 И сказал им: ничего не берите на дорогу: ни посоха, ни сумы, ни хлеба, ни серебра, и не имейте по две одежды;
4 и в какой дом войдете, там оставайтесь и оттуда отправляйтесь [в] [путь].
5 А если где не примут вас, то, выходя из того города, отрясите и прах от ног ваших во свидетельство на них.
6 Они пошли и проходили по селениям, благовествуя и исцеляя повсюду.
Интересно, что и сам Лука, врач возлюбленный, был участником такой группы благовестников во главе с ап. Павлом. Обратим внимание, если у Марка апостолы проповедуют покаяние (акцент на необходимости изменения жизни), то у Луки — они благовествуют Царство Божие (акцент на спасении, которое Бог дает откликнувшимся).
На чем вы делаете акцент, говоря с неверующими людьми?
7 Услышал Ирод четвертовластник о всем, что делал [Иисус], и недоумевал: ибо одни говорили, что это Иоанн восстал из мертвых;
8 другие, что Илия явился, а иные, что один из древних пророков воскрес.
9 И сказал Ирод: Иоанна я обезглавил; кто же Этот, о Котором я слышу такое? И искал увидеть Его.
Ирод ищет увидеть Иисуса из любопытства. Не всякий мотив приводит к вере.
10 Апостолы, возвратившись, рассказали Ему, что они сделали; и Он, взяв их с Собою, удалился особо в пустое место, близ города, называемого Вифсаидою.
11 Но народ, узнав, пошел за Ним; и Он, приняв их, беседовал с ними о Царствии Божием и требовавших исцеления исцелял.
Многие святые размышляли о том, как подражать Иисусу.
А здесь — все просто. Ты устал, но в тебе нуждаются? — Все равно удели внимание, постарайся помочь, принеси Отцу в молитве.
12 День же начал склоняться к вечеру. И, приступив к Нему, двенадцать говорили Ему: отпусти народ, чтобы они пошли в окрестные селения и деревни ночевать и достали пищи; потому что мы здесь в пустом месте.
13 Но Он сказал им: вы дайте им есть. Они сказали: у нас нет более пяти хлебов и двух рыб; разве нам пойти купить пищи для всех сих людей?
14 Ибо их было около пяти тысяч человек. Но Он сказал ученикам Своим: рассадите их рядами по пятидесяти.
15 И сделали так, и рассадили всех.
16 Он же, взяв пять хлебов и две рыбы и воззрев на небо, благословил их, преломил и дал ученикам, чтобы раздать народу.
17 И ели, и насытились все; и оставшихся у них кусков набрано двенадцать коробов.
Иисус смог позаботиться о пяти тысячах, творя пищу буквально из ничего (ну, или, как некоторые думают, побудив самих людей заботиться друг о друге, что тоже, в общем-то, чудесно). Тем более Он сможет позаботиться о наших нуждах, если мы вверяем Ему свою жизнь.
18 В одно время, когда Он молился в уединенном месте, и ученики были с Ним, Он спросил их: за кого почитает Меня народ?
19 Они сказали в ответ: за Иоанна Крестителя, а иные за Илию; другие же [говорят], что один из древних пророков воскрес.
20 Он же спросил их: а вы за кого почитаете Меня? Отвечал Петр: за Христа Божия.
Нескромный, на самом деле, вопрос. Не могу представить никого, кто бы еще его задавал. Значит, очень важно определиться, не просто кто для меня Бог, каким я Его представляю, а именно кто для меня Иисус.
21 Но Он строго приказал им никому не говорить о сем,
22 сказав, что Сыну Человеческому должно много пострадать, и быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть.
23 Ко всем же сказал: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною.
Снова мы читаем о трех этапах следования за Иисусом:
1. Отвержение себя — своего плотского «я», зацикленности на себе, раскрытие навстречу другим людям (гораздо сложнее отвержения имущества или даже грехов).
2. Взятие креста. В оригинальном тексте Евангелия на греческом здесь есть важное уточнение, встречающееся только у Луки. Крест нужно брать «всякий день», или «ежедневно».
В проповедях этой недели о. Александр Борисов говорил о том, что есть два вида крестоношения. Первое — то, что мы не выбираем, что нам дается: это непростые отношения с людьми, это болезни, и так далее. И здесь важно — научиться терпеть. Второе — это то, что мы именно берем на себя сами ради Христа и Евангелия, — это наше служение Богу. Мир трагичен, потому что в нем есть страдания, Крест. Но одновременно мир прекрасен, как созданный Богом, как мир, в котором Бог воплотился ради каждого из нас. И так за крест, оказывается, можно даже благодарить.
3. Следование за Иисусом. Великие учителя писали трактаты на эту тему. Но даже просто читая Евангелие, мы можем спрашивать себя: «Вот, я вижу в жизни Христа то-то и то-то. Насколько для меня это исполнимо? Попробую, Господи, помоги!»
Что из этих трех шагов для вас — уже осуществимо, а что — трудно? О чем здесь можно молиться?
24 Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня, тот сбережет ее.
25 Ибо что пользы человеку приобрести весь мир, а себя самого погубить или повредить себе?
26 Ибо кто постыдится Меня и Моих слов, того Сын Человеческий постыдится, когда приидет во славе Своей и Отца и святых Ангелов.
27 Говорю же вам истинно: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие.
Слышать это было трудно, поэтому Иисус сразу ободряет и утешает учеников: до Царства — рукой подать!
28 После сих слов, дней через восемь, взяв Петра, Иоанна и Иакова, взошел Он на гору помолиться.
29 И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею.
30 И вот, два мужа беседовали с Ним, которые были Моисей и Илия;
31 явившись во славе, они говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме.
32 Петр же и бывшие с ним отягчены были сном; но, пробудившись, увидели славу Его и двух мужей, стоявших с Ним.
33 И когда они отходили от Него, сказал Петр Иисусу: Наставник! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: одну Тебе, одну Моисею и одну Илии, — не зная, что говорил.
34 Когда же он говорил это, явилось облако и осенило их; и устрашились, когда вошли в облако.
35 И был из облака глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, Его слушайте.
36 Когда был глас сей, остался Иисус один. И они умолчали, и никому не говорили в те дни о том, что видели.
Мы читаем о Преображении у каждого евангелиста. Но до Воскресения они об этом молчат.
Современный человек много говорит. В том числе о том, что раньше бы сочли постыдным (такая навязчивая душевная обнаженность), или, напротив, о слишком сокровеннном, чтобы выставлять на всеобщее обозрение.
Дилемма: если говоришь не то, не тогда и не тому, — теряешь. Если молчишь, как же выполняешь Слово Божие, что о делах Божиих объявлять похвально?
А вы говорите со своими близкими о том, как Бог проявляет себя в вашей жизни?
37 В следующий же день, когда они сошли с горы, встретило Его много народа.
38 Вдруг некто из народа воскликнул: Учитель! умоляю Тебя взглянуть на сына моего, он один у меня:
39 его схватывает дух, и он внезапно вскрикивает, и терзает его, так что он испускает пену; и насилу отступает от него, измучив его.
40 Я просил учеников Твоих изгнать его, и они не могли.
41 Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами и буду терпеть вас? приведи сюда сына твоего.
Иисус будто стал тяготиться людьми, ищущими Его только ради исцелений. Время чудес прошло, для учеников настало время взрослеть. И это трудно бывает принять.
42 Когда же тот еще шел, бес поверг его и стал бить; но Иисус запретил нечистому духу, и исцелил отрока, и отдал его отцу его.
43 И все удивлялись величию Божию. Когда же все дивились всему, что творил Иисус, Он сказал ученикам Своим:
44 вложите вы себе в уши слова сии: Сын Человеческий будет предан в руки человеческие.
45 Но они не поняли слова сего, и оно было закрыто от них, так что они не постигли его, а спросить Его о сем слове боялись.
Даже Лука, при всем его уважении к ученикам, показывает, что они не всегда понимали Учителя.
46 Пришла же им мысль: кто бы из них был больше?
47 Иисус же, видя помышление сердца их, взяв дитя, поставил его пред Собою
48 и сказал им: кто примет сие дитя во имя Мое, тот Меня принимает; а кто примет Меня, тот принимает Пославшего Меня; ибо кто из вас меньше всех, тот будет велик.
49 При сем Иоанн сказал: Наставник! мы видели человека, именем Твоим изгоняющего бесов, и запретили ему, потому что он не ходит с нами.
50 Иисус сказал ему: не запрещайте, ибо кто не против вас, тот за вас.
Христос ищет не разделить, а соединить. Антихрист — сеет подозрительность и вражду. Так можно понять, кто какого духа.
51 Когда же приближались дни взятия Его [от мира], Он восхотел идти в Иерусалим;
52 и послал вестников пред лицем Своим; и они пошли и вошли в селение Самарянское; чтобы приготовить для Него;
53 но [там] не приняли Его, потому что Он имел вид путешествующего в Иерусалим.
54 Видя то, ученики Его, Иаков и Иоанн, сказали: Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал?
55 Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа;
56 ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать. И пошли в другое селение.
Да, самаряне против Иисуса — но, может, потому, что просто не пришло их время? (см. Деяния, 8 главу). В любом случае, Христос предпочитает не раздувать пламя вражды, настаивая на Своем «праве».
57 Случилось, что когда они были в пути, некто сказал Ему: Господи! я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошел.
58 Иисус сказал ему: лисицы имеют норы, и птицы небесные — гнезда; а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову.
59 А другому сказал: следуй за Мною. Тот сказал: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего.
60 Но Иисус сказал ему: предоставь мертвым погребать своих мертвецов, а ты иди, благовествуй Царствие Божие.
61 Еще другой сказал: я пойду за Тобою, Господи! но прежде позволь мне проститься с домашними моими.
62 Но Иисус сказал ему: никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия.
Три совсем разных ответа.
В первом — предупреждение: предстоит столкнуться с неустроенностью жизни, готов ли ты, не будешь ли роптать?
Во втором — ободрение: не жди старости и смерти родителей, родные сами позаботятся о себе, а ты иди же, благовествуй!
В третьем — остережение: если решил, не медли, не смотри на прошлую жизнь.
Можно это прочесть и как вопрос, что нас больше всего тревожит: а) потеря комфорта, б) невозможность выполнить взятые обязательства, или в) необходимость оставить прежние привязанности?
Все три ответа важны для того, кто решился стать учеником Христовым, но, может быть, что-то сейчас выглядит важнее остального?
10:1 После сего избрал Господь и других семьдесят [учеников], и послал их по два пред лицем Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти,
2 и сказал им: жатвы много, а делателей мало; итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою.
3 Идите! Я посылаю вас, как агнцев среди волков.
4 Не берите ни мешка, ни сумы, ни обуви, и никого на дороге не приветствуйте.
5 В какой дом войдете, сперва говорите: мир дому сему;
6 и если будет там сын мира, то почиет на нем мир ваш, а если нет, то к вам возвратится.
7 В доме же том оставайтесь, ешьте и пейте, что у них есть, ибо трудящийся достоин награды за труды свои; не переходите из дома в дом.
8 И если придете в какой город и примут вас, ешьте, что вам предложат,
9 и исцеляйте находящихся в нем больных, и говорите им: приблизилось к вам Царствие Божие.
Только у Луки идет речь о семидесяти или семидесяти двух апостолах (по разному в древн. списках), по числу старейшин Исхода и народов земли (Быт. 10, Числ. 11:25-26).
10 Если же придете в какой город и не примут вас, то, выйдя на улицу, скажите:
11 и прах, прилипший к нам от вашего города, отрясаем вам; однако же знайте, что приблизилось к вам Царствие Божие.
Для человека, свидетельствующего о Христе, цель — не заработать, не приобрести, а именно свидетельствовать. Это — вполне пророческое служение — говорить то, что говорит Сам Мессия (ст. 16).
12 Сказываю вам, что Содому в день оный будет отраднее, нежели городу тому.
13 Горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они, сидя во вретище и пепле, покаялись;
14 но и Тиру и Сидону отраднее будет на суде, нежели вам.
15 И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься.
16 Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается; а отвергающийся Меня отвергается Пославшего Меня.
17 Семьдесят [учеников] возвратились с радостью и говорили: Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем.
18 Он же сказал им: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию;
19 се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам;
20 однакож тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах.
Спасение важнее чудотворения — так можно понять это слово. И, вместе с тем, мы как христиане верим ли, что все сказанное — возможно?
21 В тот час возрадовался духом Иисус и сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам. Ей, Отче! Ибо таково было Твое благоволение.
22 И, обратившись к ученикам, сказал: все предано Мне Отцем Моим; и кто есть Сын, не знает никто, кроме Отца, и кто есть Отец, [не знает] [никто], кроме Сына, и кому Сын хочет открыть.
23 И, обратившись к ученикам, сказал им особо: блаженны очи, видящие то, что вы видите!
24 ибо сказываю вам, что многие пророки и цари желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали.
Благодарим за евангелистов, а также за тех, кто донес до нас это слово.
25 И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?
26 Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь?
27 Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя.
28 [Иисус] сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить.
29 Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний?
30 На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым.
31 По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо.
32 Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо.
33 Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился
34 и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем;
35 а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе.
36 Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?
37 Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же.
Основная мысль — «спешите делать добро» (Доктор Гааз). Если вам захочется глубже разобрать эту притчу, вы можете обратиться к рассылке 100 ключевых текстов, где эта притча подробно разобрана.
38 В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой;
39 у нее была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его.
40 Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне.
41 Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом,
42 а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее.
Мы читали о деятельности учеников, о необходимости действенно исполнять заповедь о любви. А здесь ситуация переворачивается. Оказывается, что без изучения Слова Божьего мы сваливаемся в многие заботы и суету (дела, дела, дела), становимся раздражительными и копим претензии к тем, кто живет в другом ритме. Но иногда надо отложить свои планы, заботы, и просто помолиться, побыть в Присутствии, послушать, что скажет мне Бог.