Сегодняшний отрывок о подготовке к Рождеству Спасителя написан евангелистом Лукой.
Лука внимателен к деталям — его рассказ наполнен историческими подробностями. Также он мастер выстраивать параллели: событиям Ветхого Завета соответствуют Евангельские события, а им будут соответствовать события из жизни ранней Церкви (в Деяниях). В частности, в сегодняшнем отрывке явны аллюзии на рассказы о рождении великих спасителей Израиля, а рождение Иоанна Крестителя увязывается с рождением Иисуса. Параллели помогают увидеть, в чем Иисус похож на всех, кто был до Него, и чем Он выделяется среди остального человечества.
1 Как уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях,
2 как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова,
3 то рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил,
4 чтобы ты узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен.
Евангелист подчеркивает, что существует много версий рассказов об Иисусе, но не все они истинны, потому что не все основаны на верных свидетельствах. Лука постарался записать свое Евангелие со слов тех, кто сам был очевидцем указанных событий; древние комментаторы считали, что первые главы он мог записать со слов Марии, матери Иисуса.
Сегодня версий происхождения Иисуса, вариантов трактовки Его образа отнюдь не меньше, чем в древности. Многие пытаются оспорить и чудесное рождение Иисуса, и Его рождение в Вифлееме – оспорить и Его богочеловечество, и историчность Евангелия…
Четвертый стих в этом смысле бросает нам вызов, кому мы больше верим: современным рационалистам и скептикам, — или все-таки евангелисту.
5 Во дни Ирода, царя Иудейского, был священник из Авиевой чреды, именем Захария, и жена его из рода Ааронова, имя ей Елисавета.
6 Оба они были праведны пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно.
7 У них не было детей, ибо Елисавета была неплодна, и оба были уже в летах преклонных.
Лука всегда характеризует героев повествования кратко, но емко. Захария и Елисавета праведны, стремятся исполнять заповеди во всем. Но Бог почему-то не торопится благословлять их потомством: Елисавета бесплодна. Здесь вы уже сами можете увидеть параллели с историями героев Ветхого завета.
8 Однажды, когда он в порядке своей чреды служил пред Богом,
9 по жребию, как обыкновенно было у священников, досталось ему войти в храм Господень для каждения,
10 а все множество народа молилось вне во время каждения, —
11 тогда явился ему Ангел Господень, стоя по правую сторону жертвенника кадильного.
Территория Храма была поделена на три части: двор народа, где совершались жертвоприношения, двор священников, где стоял светильник с жертвенником кадильным, и святое святых, куда раз в год входил первосвященник для очищения грехов всего народа. Все священство (а потомков Аарона к этому времени было больше 20 тысяч) было разделено на 24 череды, и внутри каждой череды бросался жребий, кто будет служить. Могло статься, что потомственный священник так никогда и не удостаивался чести служить в Храме.
Таким образом, Захария получает двойное благословение: он может исполнить свое призвание (на него выпал жребий), и он удостаивается Божьего посещения. Конечно, Бог мог послать своего вестника Захарии в любом месте, но явлением в Храме как бы удостоверялось, что Откровение о рождении Мессии появляется не в сектантских кругах, а внутри наиболее традиционной среды священства, в цитадели ортодоксального иудейства, Храме.
12 Захария, увидев его, смутился, и страх напал на него.
13 Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн;
14 и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются,
Подобные пламенеющему огню (Пс. 103:4), ангелы, посланцы небес, совсем не похожи на ренессансных купидонов. В их присутствии человека охватывает священный трепет. Кстати, это свойственно Божьему Откровению в принципе: человек, получающий настоящее Откровение, чувствует пропасть, которая разделяет его с Небом, и вместе с тем – радость и безмерную благодарность за то, что Господь снизошел до того, чтобы говорить с ним. И здесь, и в книге Деяний Лука постоянно подчеркивает, что именно такое сочетание – трепета и радости – было характерно и для членов ранней Церкви.
15 ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей;
16 и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их;
17 и предъидет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный.
Ребенок должен быть назореем, подобно Самуилу и Самсону, но Его задача – не избавлять Израиль внешним образом, а менять сердца людей, обращая их к грядущему Мессии.
Сегодня некоторые люди также берутся обращать людей, — и образ Иоанна Предтечи очень актуален.
- Во-первых, необходима великая трезвость, чтобы в своей проповеди, своем служении не погрешить против истины (и это касается не только опрометчивых суждений о других и собственных ересей, но и чрезмерной суровости или, напротив, попустительства).
- Во-вторых, для руководства другими людьми недостаточно только книжных знаний, необходим опыт духовной жизни, богообщения, руководства Духом Святым.
- В-третьих, его целью не может быть ни что иное, кроме приведения людей к послушанию, покорности Богу (ни благополучие, ни душевный комфорт, ни самореализация слушателей не являются первостепенными для призванного к благовествованию).
- Наконец, такой человек ведет не к себе, а только к Богу, и это значит, что в его сердце нет места ревности к другим служителям, стремления привязать к себе, а только любовь ко Господу и радение о том, как лучше помочь человеку подготовиться к встрече с Ним.
18 И сказал Захария Ангелу: по чему я узнаю это? ибо я стар, и жена моя в летах преклонных.
19 Ангел сказал ему в ответ: я Гавриил, предстоящий пред Богом, и послан говорить с тобою и благовестить тебе сие;
20 и вот, ты будешь молчать и не будешь иметь возможности говорить до того дня, как это сбудется, за то, что ты не поверил словам моим, которые сбудутся в свое время.
21 Между тем народ ожидал Захарию и дивился, что он медлит в храме.
22 Он же, выйдя, не мог говорить к ним; и они поняли, что он видел видение в храме; и он объяснялся с ними знаками, и оставался нем.
Если бы Захария не молился о рождении наследника (см. ст. 13), вопрос был бы логичен. Если бы до Захарии не было Авраама, который стал отцом в столетнем возрасте, вопрос был бы извинителен. Если бы Захария встретил простого человека, вопрос был бы уместен. Но Захария, столько молясь, имея примеры праотцев, точно зная, что перед ним Божий посланник, сомневается и просит знамения. Что ж, знамение ему и дано, и какое! Это не наказание, а милость Божия – на нем сбываются пророчества Авв. 2:20, Зах. 2:13. Вместе с тем, Захария — пример не только сомнений, но и надежды, ведь рождение ребенка — ответ на его молитвы.
Было ли вам что-то обещано от Господа, в чем вы впоследствии стали сомневаться? Может быть, в таком случае вам также необходимо утихнуть, помолчать и подождать? А где вам нужно сохранять надежду и не прекращать молитвы?
23 А когда окончились дни службы его, возвратился в дом свой.
24 После сих дней зачала Елисавета, жена его, и таилась пять месяцев и говорила:
25 так сотворил мне Господь во дни сии, в которые призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми.
Еще один шаг к Воплощению. Можно ли молчание Елисаветы понять в том смысле, что, когда обещанное Господом начинает сбываться, не стоит делать из этого шоу? Вместе с тем, сказано, что о делах Божиих объявлять похвально… Как же это совместить?
И, наконец, мы переходим к Благовещению, событию, которое прославляется в Церкви как «начало нашего спасения».
26 В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет,
27 к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария.
28 Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами.
29 Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие.
30 И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога;
31 и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус.
32 Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его;
33 и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца.
Ангел приходит в скромное жилище невесты плотника, но говорит с ней так, будто она – величайшая из женщин. По его словам, Мария удостоена чести стать матерью Мессии (слова о бесконечном Царстве показывают, что родившийся ребенок, хоть и связан с царской династией Давида, будет гораздо значительнее всех, кто был до него). Неоднократное упоминание девства показывает, что в этом исполняется пророчество Ис. 7:14: «се, Дева во чреве приимет и родит Сына».
34 Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю?
35 Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим.
36 Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц,
37 ибо у Бога не останется бессильным никакое слово.
38 Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел.
Образ рождения как осенение Божиим Присутствием заимствован из Исх. 40:35, только там Божиим Присутствием наполнялась Скиния, а здесь – Мария.
От этого диалога зависела вся история спасения человечества. Что если бы Мария отказалась? Ведь забеременеть, не зная мужа, — это пойти на риск позора и сурового наказания: как минимум она могла остаться незамужней на всю жизнь, а, если бы ее проклял собственный отец, ей пришлось бы жить подаянием или даже торговать собой, чтобы добыть средства к существованию.
Мария недоумевает, но, в отличие от Захарии, даже не просит знамений. Ее доверие и послушание Богу удивительно. Очевидно, Бог не ошибся в выборе той, кому предстоит стать мамой и воспитывать Иисуса, передавая Ему все лучшее, что вызрело в человечестве, в избранном народе.
39 Встав же Мария во дни сии, с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин,
40 и вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету.
И все же Ангел неслучайно рассказал о Елисавете, и Мария отправляется к своей родственнице. Некоторые события невозможно переживать в одиночку, а, как показывает параллельное повествование Матфея, Иосиф пока не готов к тому, чтобы принять это (Мф. 1:18-19).
41 Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа,
42 и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего!
43 И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?
44 Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем.
45 И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа.
Елисавета повторяет почти в точности приветствие Ангела, добавляя уже благословение и младенцу. Но что побудило ее к этому? Просто толчки плода? Просто совпадение сроков беременности? Чудо в понимании Луки — это не что-то очевидно сверхъестественное.Чтобы понять, что происходит чудо, нужно быть причастным Духу Святому, чтобы увидеть чудо Божие, Его Промысл, нужно иметь глаза открытыми, — как бы говорит евангелист.
46 И сказала Мария: величит душа Моя Господа,
47 и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем,
48 что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды;
49 что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его;
50 и милость Его в роды родов к боящимся Его;
51 явил силу мышцы Своей; рассеял надменных помышлениями сердца их;
52 низложил сильных с престолов, и вознес смиренных;
53 алчущих исполнил благ, и богатящихся отпустил ни с чем;
54 воспринял Израиля, отрока Своего, воспомянув милость,
55 как говорил отцам нашим, к Аврааму и семени его до века.
56 Пребыла же Мария с нею около трех месяцев, и возвратилась в дом свой.
Хвалебная песнь Марии во многом повторяет хвалебную песнь Анны, матери пророка Самуила (1 Цар. 2:1-10). Но попробуйте положить рядом два текста (можно – в современных переводах) и найти, что объединяет, а что является уникальным в этих двух песнях.
Находится ли в вашей жизни место для того, чтобы воздать подобающую честь Марии, матери Иисуса?
57 Елисавете же настало время родить, и она родила сына.
58 И услышали соседи и родственники ее, что возвеличил Господь милость Свою над нею, и радовались с нею.
59 В восьмой день пришли обрезать младенца и хотели назвать его, по имени отца его, Захариею.
60 На это мать его сказала: нет, а назвать его Иоанном.
61 И сказали ей: никого нет в родстве твоем, кто назывался бы сим именем.
62 И спрашивали знаками у отца его, как бы он хотел назвать его.
63 Он потребовал дощечку и написал: Иоанн имя ему. И все удивились.
Иоханан означает «Бог милостив». Как удивительно: в появлении этого грозного пророка, обличителя греха и неправды, сокрыта милость Божия. Как вы думаете, почему так?
64 И тотчас разрешились уста его и язык его, и он стал говорить, благословляя Бога.
65 И был страх на всех живущих вокруг них; и рассказывали обо всем этом по всей нагорной стране Иудейской.
66 Все слышавшие положили это на сердце своем и говорили: что будет младенец сей? И рука Господня была с ним.
67 И Захария, отец его, исполнился Святаго Духа и пророчествовал, говоря:
68 благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему,
69 и воздвиг рог спасения нам в дому Давида, отрока Своего,
70 как возвестил устами бывших от века святых пророков Своих,
71 что спасет нас от врагов наших и от руки всех ненавидящих нас;
72 сотворит милость с отцами нашими и помянет святой завет Свой,
73 клятву, которою клялся Он Аврааму, отцу нашему, дать нам,
74 небоязненно, по избавлении от руки врагов наших,
75 служить Ему в святости и правде пред Ним, во все дни жизни нашей.
76 И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предъидешь пред лицем Господа приготовить пути Ему,
77 дать уразуметь народу Его спасение в прощении грехов их,
78 по благоутробному милосердию Бога нашего, которым посетил нас Восток свыше,
79 просветить сидящих во тьме и тени смертной, направить ноги наши на путь мира.
80 Младенец же возрастал и укреплялся духом, и был в пустынях до дня явления своего Израилю.
И вот уже Захария пророчествует, вдохновенно продолжая славить Бога словами пророка Исайи (Ис. 9:2) и образами Малахии (Мал. 4:5-6). Действительно, во тьме и сени смертной появляется заря нового дня, и весь сегодняшний отрывок как будто исполнен тихим светом.
Что вдохновляет вас в том, о чем говорится в гимнах этой главы? За что вы могли бы славить Бога?
Но самому Иоанну нужно подготовиться к своему служению, и он отправляется в пустыню, по-видимому, к ессеям, где его должны были воспитать в верности Закону и в надежде на скорое вмешательство Бога в мировую историю.
Владимир, благодарю Вас за начало Новозаветной рассылки, за Ваши комментарии, за постоянное побуждение читающих как то ответить на этот материал, что дает основание и мотивацию к более глубокому, неспешному, внимательному сосредоточенному погружению в эти удивительные тексты Священного Писания, заставляет обратить внимание на состояние своего сердца здесь и сейчас -дремлет, спит ли оно, или же в нем рождается хоть какой то отклик . И тогда,если это удается — Текст начинает оживать в восприятии. Ведь часто просто не отдаешь себе отчет в том, что находишься на поверхности восприятия реальности, что оцениваешь и реагируешь — просто шаблонно, либо — так, как тебе удобнее в данный момент. Вот таким образом мы сами профанируем и наше собственное бытие и все, что нас окружает. Вероятно, из-за этого и возникают различные , я бы сказал — формальные — версии прочтения Евангелия и трактовки образа Спасителя, о которых Вы сказали в начале этого текста, авторы которых просто не понимают о чем идет речь, потому, что находятся в другом духовном устроении.
Мне кажется, что и Захария в момент встречи с Ангелом — благовестником находился вот в таком состоянии духовной дремоты, внешнего восприятия, несмотря на то, что служил пред Богом, потому, что это так действительно легко и незаметно — «задремать» наяву, и — совершить ошибку.
То, о чем говорят ст 40 и 41, на мой взгляд, является еще одним неформальным аргументом в пользу крещения младенцев в нашей церкви. Да, они еще не могут сознательно выбрать свой путь ко Христу, но интересно, что из всех людей только младенец во чреве Елизаветы взыграл в ответ на приветствие Марии, имеющей Спасителя в Себе. Хотя по пути к ней Мария, вероятно, приветствовала разных своих знакомых. Потому, что Господь имеет уникальные отношения с каждой личностью даже до рождения .
Всего доброго.
Спасибо, Сергей!
Действительно, вот это устроение, настроенность, устремление важны. И как легко «задремать»…
И вам всего доброго!
Откликнулись Ваши слова, Владимир,: «Чтобы понять, что происходит чудо, нужно быть причастным Духу Святому, чтобы увидеть чудо Божие, Его Промысл, нужно иметь глаза открытыми,» А еще, наверное, нужно иметь желание видеть это чудо в каждом дне.
«…что является уникальным в этих двух песнях?» В песне Марии я услышала не только хвалу Богу, как Господу ее и всего богоизбранного народа, но и осознание возложенной на неё уникальной миссии и вытекающего из этого Её последующего величия «… что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды;что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его;»
Спасибо, очень точно подметили про то, как высвечена роль самой Марии!
Захария и Елисавета праведны, стремятся исполнять заповеди во всем. Но Бог почему-то не торопится благословлять их потомством А мне стало интересно — но чем же благословил их Господь? Чем они укрепляли в себе веру в Господа? Может вера и была их благословением? Удивительно — почему Господь открывает пред любящими Его их предназначение, лишь к концу этой жизни? Может это дар за преданность Ему и знак достойного перехода в жизнь вечную.
«12 Захария, увидев его, СМУТИЛСЯ, и страх напал на него.» Именно смущение его не дает повода думать что страх его вначале был священным. Кажется странным что человек по-нашему говоря проффесионал, опытный служитель веры, смутился и испугался встрече не с Богом как например Авраам, а только с Его посланником. Его накрыл страх и смущение т. е. неверие. А что говорить тогда о простых прихожанах, на каком уровне наша вера?
«Было ли вам что-то обещано от Господа, в чем вы впоследствии стали сомневаться?» круто было бы на самом деле получить хоть какие-нибудь обещания от Господа, вот наверное и повод сохранять надежду и начинать молиться об этом.
«Можно ли молчание Елисаветы понять в том смысле, что, когда обещанное Господом начинает сбываться, не стоит делать из этого шоу?» Молчание Елисаветы на мой взгляд подтверждение ее благочестивости, свойственная людям верующим смирение не только в скорбях , но и в радостях. А говорить о делах Божьих похвально тогда когда они свершились, а не свершаются иначе это можно спутать с искушением.
«по чему я узнаю это?»(Захария) и «как будет это?»(Мария) две фразы с безобидными вопросами, но как в одной слышится бесконечное сомнение, а в другой железная уверенность. Вот один из способов понять свое отношение к чему либо в том числе и к пониманию Воли Божьей. Слава Тебе Господи за просвящение ума моего.
+
Спасибо большое за рассылки! Ваши вопросы помогают задуматься и глубже понять святые тексты. Немного непонятно: «Конечно, Бог мог послать своего вестника Захарии в любом месте, но явлением в Храме как бы удостоверялось, что Откровение о рождении Мессии появляется не в сектантских кругах, а внутри наиболее традиционной среды священства, в цитадели ортодоксального иудейства, Храме.» Но ведь Захарии была весть о рождении пророка Иоанна, а не о Мессии? Я, наверное, что-то не понимаю. Поясните пожалуйста.
В своей хвалебной речи Захария славит Бога за то, что тот воздвиг «рог спасения» из дома Давидова (т.е. Мессию), а Иоанна послал приготовить пути Господу (1:69,76).