Размышления отца Матфея Бедняка о молитве. Глава 1 из книги «Жизнь в православной молитве». На русском языке публикуется впервые. Все проповеди и статьи отца Матфея, переведенные нашими студентами можно найти здесь
Господи, научи нас молиться. (Лк. 11:1)
Ты сказал: “Ищите лица Моего”. И сердце мое говорит Тебе: “Лица Твоего, Господи, ищу я”. (Пс. 26: 8)
Молитва — настоящая, духовная — это одновременно зов и отклик на него: Бог зовет человека, и человек откликается.
В основе такого определения молитвы лежит важное обстоятельство: молитва, как подлинное общение с Богом, не обретает силы и не приносит плодов до тех пор, пока человек полностью не осознает, что его душа сотворена по образу Божьему. Он должен почувствовать, что душа его в самом существе своем проистекает от Бога. В существе её нет ничего более жизненно важного, чем такое осознание себя. Как только душа человека обретает уверенность в этом, она приобщается и к источнику этого осознания — к Богу. При том настолько, что может познавать Самого Господа, видеть Его, прикасаться к Нему [1].
На практике существует лишь один верный и истинный способ познать самого себя. Это в первую очередь познать Бога. Ведь именно Бог по Своему подобию сотворил душу человека. Поэтому человек, начав осознавать себя, оказывается лицом к лицу с Божьим подобием в себе. Даже сама способность осознавать себя, предоставленная Богом человеческой душе, есть не что иное, как образ Божьего осознания Себя Самого. Поэтому путь, ведущий человека к истинному и верному осознанию себя, оказывается очень простым. Это тот же путь — и он единственный — который ведет человека к познанию Бога. Это становится особенно явным при крещении, когда творение обновляется Духом Святым. В крещении, когда омывается всякая нечистота и грех, душа в осознании себя снова возвращается к своему изначальному божественному образу.
Таким образом, молитва становится состоянием души по отношению к Создателю — в осознании и через осознание своего обновления Духом Святым. В этом обновлении через Христа душе возвращается образ её изначального сыновства, утраченный из-за греха. Отныне душа с дерзновением и во всякое время предстоит перед Богом Отцом в ответ на Его непрестанный зов. По сути, душа становится творением, всегда стремящимся к своему Творцу. Она как сын, который нигде не находит покоя, кроме как в объятиях Отца. И покой этот в том, чтобы одновременно слушать и внимать голосу Отца.
Таким образом, молитва — это таинство, которое формирует целостную часть нашего существа и душевного самосознания. Постоянный зов Божий внутри нас неизъяснимо влечет нас к исполнению конечной цели, ради которой мы и были сотворены — к нашему единству с Богом.
В своей внешней форме молитва — это свободный ответ доброй воли человека. Время от времени она пробуждается, чтобы прислушаться к голосу Бога, призывающего предстать перед Ним и говорить с Ним. Поэтому молитва имеет две формы: постоянное тихое побуждение и прерывистый ясный ответ. Пребывая одновременно в обеих формах, вся молитва представляет собой единое богочеловеческое действие: зов и отклик на него.
По слову святителя Григория Нисского, молитва это сердечный разговор, в котором Бог всегда участвует очень активно, а мы постоянно медлим с ответом [2]. Оба собеседника зовут, и оба отвечают, однако инициатива всегда на стороне Бога: Всякий день простирал Я руки Мои… (Ис. 65:2).
Временная цель этого богочеловеческого диалога — помочь человеку обрести уверенность в том, что Бог промыслительно заботится о нем и что в течение его земной жизни ему ничего не угрожает. Этот диалог обеспечивает человеку духовное возрастание. Вечная же цель его состоит в том, чтобы человеку снова войти в общение Божьей любви и воспринять его — раз и навсегда.
Таким образом, всякий раз, когда мы молимся, наша молитва совершается по Божьей благости. Ведь это Он, будучи нашим Творцом и Отцом, призывает нас молиться. Поэтому каждую свою молитву нам следует начинать с благодарения! Разве оно не переполняет нас? Как велико смирение Господа! Ибо Он ищет общения с нами вопреки нашим грехам!
Соответственно, чтобы в нашей молитве Бог занимал подобающее место, необходимо должным образом воздать славу Ему. Мы должны исповедать множество прегрешений наших и покаяться, потому что Бог может пребывать в нас ровно настолько, насколько наше сердце чисто.
Совершенно поражает стремление Бога разделить с человеком эту земную жизнь — со всеми ее недостатками! Он решается вместе с человеком нести ответственность за несовершенство вселенной. Вместе с человеком Он принимает на Себя бремя тварного мира, который покорился суете (Рим. 8:20).
В молитве и в повседневных делах мы постепенно будем открывать для себя это удивительное снисхождение со стороны Бога, когда Он призывает нас предстоять перед Ним и говорить с Ним. Он желает разделить с нами все наши проблемы. Во всякой скорби их Он не оставлял их (Ис. 63:9). И так нам откроется тайна гармонии, в которой пребывают Божье величие и Его самоумаление.
Когда мы ощутим высоту величия Господа, мы познаем истинную глубину нашей греховности, равно как и наказание, которое мы заслуживаем. И это направит нас к покаянию. Когда мы почувствуем Его смирение в общении с нами, в тот же миг вся наша гордость сгорит дотла внутри нас. Мы испытаем истинное сокрушение в Его присутствии и глубокое потрясение от собственной малости. Так жертва нашего смирения и любви к Нему станут совершенны. Так нам откроется самая суть молитвы — как возможность глубокого общения с Богом, которое уверенно приносит явные плоды.
Таким образом, молитва берет свое начало в Боге, как сокровенный призыв предстать перед Ним. Её продолжением является наш добровольный ответ, в котором заключена вся наша жажда общения с Ним. Затем следует покаяние и очищение сердца, и в том исполняется божественное предназначение молитвы. И через некоторое время она достигает высшей цели, становясь жертвой любви и смирения, которая подготавливает нас к общению с Богом.
Итак, побуждение к молитве — это духовное чувство, глубоко укорененное в человеческой душе, в самом центре её самосознания. Несмотря на это, многие люди никогда не молятся. Молитва как будто спит на протяжении всей их жизни. Человек может умереть, так никогда и не осознав себя и влечения своей души к Богу. Святой апостол Иуда о таких душах говорит, как о звёздах блуждающих, которым уготован мрак тьмы навеки (Иуд. 1:13).
Это очень серьёзная проблема. Молитвенное чувство дано нам не для того, чтобы мы просто выстраивали вокруг него распорядок нашей жизни в веке сем. Молитва настолько укоренена в нашей природе, что через неё мы можем взойти к Богу и стать едино с Ним. Так мы можем перейти от сей мимолетной бренной жизни к вечной жизни с Богом.
По-видимому, для молитвы мы и были сотворены. Она единственная связь, соединяющая нас с Богом. Она предстает перед сердечным взором нашим, как вечная жизнь, которой мы ожидаем с надеждой. Молитва — это состояние, в котором нам в нас самих открывается Божий образ, несущий на себе печать Святой Троицы.
В самом деле, когда мы теряем молитву, мы теряем славу этого образа, и уже более не имеем никакого сходства с Богом. Бог влечёт нас к Себе через молитву, и через молитву мы таинственно приближаемся к Нему — и невозможно понять, в каких глубинах сердца это происходит. По существу, через молитву мы влечём Бога к себе, и Он приходит к нам и обитель у нас сотворяет.
Для Бога любовь не эмоция, а предложение Себя. Бог предлагает нам в молитве Себя Самого. Он предложил нам Себя, когда по образу Своему сотворил нас. И через молитву Он предлагает нам стать едино с Ним — чтобы мы были полностью Его, а Он был полностью нашим.
Молитва открывает нашу жизнь для Бога: Во всякой скорби их Он не оставлял их, и Ангел Его спасал их (Ис. 63:9). Но и Божья жизнь так же открывается нам в молитве: Сам Дух [в молитве] ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными (Рим. 8:26).
В завершение этой главы мы предлагаем прочесть, что о молитве говорили святые. Каждый из них определяет молитву так, как она ему открылась и как он смог её прочувствовать. Для них это не абстракция и не теоретическое знание, а их собственная жизнь и опыт. Один из них говорит, что молитва — это возведение ума к Богу и отсечение помыслов в Его присутствии. Другой — что это примирение с Ним. Третий — что это опыт слёз и покаяния. Четвертый — что это оружие против врага. Пятый — что это источник милости и благословений. Шестой — что это перемена сердца. Седьмой — что это уединение души с Богом. А восьмой пишет, что молитва настолько всё превосходит, что невозможно её описать словами или как-то иначе выразить.
Все эти высказывания содержат частицу личного опыта или даже жизни каждого из этих святых. Поэтому на каждом высказывании следует особо остановиться и поразмышлять о жизни этих подвижников. Как они обрели такую молитву, которая заменила им весь мир? Их жизнь стала молитвой, а молитва стала их жизнью. Сравните их жизнь со своей и свой опыт с их опытом, и если почувствуете горение духа внутри вас, то отложите эту книгу, обратитесь к Господу и молитесь, и так чередуйте чтение своё с молитвой.
Изречения Отцов о природе молитвы
1 Не по телесному навыку, не по привычке вопиять, молчать, преклонять колена, должно нам молиться, но, трезвенно внимая умом, ожидать, когда Бог придет и посетит душу на всех исходах и стезях ее и во всех чувствах. Таким образом, иногда надобно молчать, иногда же надобно взывать и молиться с воплем, только бы ум утвержден был в Боге… Душа всецело да посвятит себя молитве и любви Господней, не развлекаясь и не кружась в помыслах, но все чаяние возложив на Христа. И в таком случае, Господь сам просветит ее, научая истинному прошению, подавая молитву чистую, духовную, достойную Бога, и поклонение духом и истиною (Ин. 4:24)… Бог, научает нас истинно молиться. Ибо в таком случае, Господь упокоевается в благом произволении души, соделывая ее престолом славы, восседая и упокоеваясь в ней. (преп. Макарий Великий, Духовные беседы, 33.1,2)
2 Молитва есть возведение [3] ума к Богу. (преп. Иоанн Дамаскин, Точное изложение православной веры. Глава 24. О молитве Господней)
3 Молитва, по качеству своему, есть общение человека с Богом. Она соединяет душу с Творцом и примиряет с Ним. По действию же, она есть вселенной [4] утверждение. (преп. Иоанн Лествичник, Лествица или Скрижали духовные, 28.1)
4 Итак, возлюбленные дети мои, прошу вас, взывайте к Богу непрестанно день и ночь, умоляя Его, как Отца, о щедрости, и Он от щедрот Своих ниспошлет вам помощь Свою с небес, наставляя вас ко всякому доброму делу… Умилосердится Бог над всяким, кто последует словам моим, пошлет в сердце его Свой невидимый огонь, который пожжет и истребит в нем всякую нечистоту и очистит душу его. Дух Святой вселится в нем, и Господь Иисус пребудет с ним, и сможет он поклоняться Отцу должным образом. (преп. Антоний Великий, Письма к монахам, 5) [5]
5 Надлежит же знать нам, возлюбленные, и то, что всякая беседа, совершаемая втайне, всякое попечение доброго ума о Боге, всякое размышление о духовном называется молитвой и под сим именем сводится воедино, будешь ли разуметь различные чтения, или глас уст в славословии Богу, или заботливую печаль о Господе, или телесные поклоны, или псалмопение в стихословии, или все прочее, из чего составляется все учение чистой молитвы, от которой рождается любовь Божия, потому что любовь — от молитвы. (преп. Исаак Сирин, Слова подвижнические, 39)
6 Иногда в продолжительной молитве только несколько минут бывают истинно угодны Богу и составляют истинную молитву и истинное служение Богу. Главное в молитве — близость сердца к Богу, свидетельствуемая сладостию Божьего присутствия в душе. (прав. Иоанн Кронштадтский, В мире молитвы, 1)
Примечания
[1] Преп. Антоний Великий сказал: “Кто знает самого себя, тот знает и Бога… Что же до еретика Ария, то он поражен язвой неизлечимой. Если бы имел он правильное познание о самом себе, то язык его не стал бы говорить ничего против истины. Итак, очевидно, что Арий не знал самого себя и потому выступил против тайны Сына Единородного” (Письма к монахам св. Антония Великого, 4) — коррект. по англ. пер.
[2] Мне не удалось установить, какое сочинение свт. Григория Нисского цитирует отец Матфей — прим. пер.
[3] Коррект. по англ. тексту — моя. Более распространенный пер. — восхождение.
[4] Коррект. по англ. тексту — моя. Более распространенный пер. — утверждение мира.
[5] Расхождения с русск. пер. значительные. Коррект. по англ. тексту — моя.
В русском переводе доступны для чтения следующие труды Отцов:
«Точное изложение православной веры» преп. Иоанна Дамаскина
«Слова подвижнические» преп. Исаака Сирина
«Письма к монахам» преп. Антония Великого
«Лествица или Скрижали духовные» преп. Иоанна Лествичника