Колледж «Наследие» - учебное заведение для тех, кто хочет знать истоки своей веры и жить по Слову
Корреспондент Правмира О.Головко беседут с В.С. Стреловым, ректором Колледжа библейских основ подготовки к церковным служениям «Наследие».
Почему у вашего колледжа такое название?
Служить друг другу - это призвание каждого христианина. В Евангелии мы видим, как Сам Господь говорит о себе как о служащем (Лк. 22.27), и все первые христиане живут Его примером. Где и как я призван и могу служить - вот вопрос, который ставит перед нами Евангелие. И оно же помогает видеть путь, дает надежду и укрепляет, чтобы стоять в избранном пути.
Обучающиеся у нас студенты не просто приходят и слушают лекции по Священному Писанию, многие из них полученные знания используют на практике: как основу в деле миссии и катехизации, в преподавании общегуманитарных дисциплин, в священническом служении (у нас в онлайн режиме учатся три священника).
Однако мы не «заточены» на какую-то определенную специализацию. По слову апостола, «все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» (2 Тим. 3.16-17). Если наш студент просто живет так, что через него становится видно, что христиане - люди иные, он уже выполняет служение свидетельства. Ну а про слово «Наследие» я не буду пояснять, кому интересно, сами найдут, что оно означает, как раз будет опыт изучения Св. Писания.
Илья Яковлевич Гриц, основатель нашего колледжа, как-то на вопрос, « кого вы готовите», ответил, что мы готовим квалифицированных читателей Библии. Я думаю, что это очень точное определение. Студенты нашего колледжа освобождаются от поверхностного чтения Нового Завета, открывают для себя Ветхий Завет, и Библия становится для них целостной книгой.
А что дает такое погружение в Св. Писание, особенно в Ветхий Завет, для духовной жизни?
Сегодня среди православных христиан нередко виден разрыв между богословием и жизнью.Например, сейчас нередко говорится о важности покаяния, в том числе и по поводу прошлого. Но вряд ли это означает, что мне нужно каяться в убийстве царской семьи или сталинских репрессиях - нас тогда на свете не было. Менять отношение к прошлому нужно, поняв, что некоторые формы мышления советского времени и поведения проникли и в нашу жизнь. Например, если человеку что-то не нравится, в том числе и в церковной жизни, он идет и докладывает вышестоящему начальству, - вместо того, чтобы подойти и просто поговорить с тем, на которого собрался жаловаться. Об этом нам Евангелие и говорит: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего» (Мф 18.15).Или, например, почти нормой в современной церковной жизни является злословие, когда кто-то на основании слухов публично пишет о том, что такой-то человек - враг Церкви, тогда как в книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова, сказано: «Расспроси друга, ибо часто бывает клевета. Не всякому слову верь» (Сир. 19.15,16). Вот почему для нас важен, в том числе, и Ветхий Завет: он дает эти самые базовые нормы жизни.Прежде чем научиться любить до отдания своей жизни за врагов своих, нужно хотя бы научиться следить за своим языком, по-братски помогать даже врагу, попавшему в беду, заботиться о бедных (во всех смыслах этого слова), и так далее. И вот когда человек начинает читать сам Священное Писание и разбираться, он вдруг видит, что этого базового уровня у него нет. И каяться нужно в том, что моя жизнь по очень простым вещам не соответствует ни Евангелию, ни даже нормам Ветхого Завета.
Но Библия - это не только сборник норм поведения. Это, если можно так выразиться, послание Божие Своему народу. В нем можно найти и ободрение, и надежду, и радость. В Колледже мы вместе учимся это видеть, но объяснить это непросто - это нужно пережить опытно.
Каковы особенности учебного процесса в колледже?
Для нас важно, чтобы студенты не просто получали знания, но чтобы колледж давал и некий образ взаимоотношений, которые могут быть в Церкви. Знаете, есть учебные заведения, нацеленные на усвоение знаний, а есть, как выражаются педагоги, «атмосферные», где учит сама обстановка, отношения. Мы хотим принадлежать к школе второго типа.
В чем это выражается? В частности, у нас проводятся выездные семинары:летом и зимой мы на несколько дней выезжаем со студентами для того, чтобы вместе читать книги Священного Писания, молиться. И преподаватели, и студенты общаются между собой. Занятия становятся не просто чтением, но проблемным изучением, когда можно ставить вопросы о том, как читаемое относится к нашей современной жизни. Часто люди делятся тем, что им препятствует, например, воплотить в жизнь то, о чем говорится в Священном Писании.Это становится определенной школой духовной жизни.
Недавно мы выезжали к о. Антонию Лакиреву, преподавателю курса по Новому Завету, чтобы вместе участвовать в Литургии и говорить о молитве - мы стараемся несколько раз в год проводить такие пастырские встречи. Так вот, первые пятнадцать минут о. Антоний ничего не говорил, а все участники беседы формулировали вопросы и думали над ними. Это размышление углубило потом уровень разговора. Людям, воспитанным в постсоветском пространстве, хочется готовых ответов, рекомендаций. Тогда как очень важен сам процесс размышления, личностного поиска, возможность шире взглянуть на проблему.
Еще одна наша особенность заключается в том, что у нас не ставятся оценки. Как можно оценить знание Писания? Это жизнь показывает, усвоил человек изложенное там или нет. Если он выучил все, что было ему предложено, но при этом его жизнь не соответствует заповедям, отличная оценка будет только вводить его в заблуждение. Да и оценка часто ведет к тому, что один, оценивающий, становится как бы выше другого. Я думаю, авторитет учителя не в этом должен проявляться.
А как влияют оценки на саму жизнь? Мы привыкли со школы, что нас постоянно оценивают. Хотелось бы, чтобы, когда люди приступали к изучению Слова Божия, у них не было страха, что они могут не дотянуть до какой-то планки. Здесь каждый может, в ту меру, которую Господь ему дает, прочесть текст.
Сейчас ведутся споры между сторонниками буквального прочтения библейского текста, или исключительно по толкованиям святых отцов, и теми, кто предполагает, что Писание нужно читать с использованием всей современной научной методологии. Какой позиции в этом придерживаетесь вы?
Только что прошла общецерковная конференция «Современная библеистика и Предание Церкви», и мне запомнился образ, который дал зав. кафедрой библеистики Общецерковной аспирантуры и докторантуры М.Г. Селезнев. Он уподобил традицию понимания Св. Писания живому древу, и тогда разные подходы к толкованию будут подобны срезам в разных местах, но по сути все растет от одних корней и питается одними соками.
Когда мы проводим вступительное собеседование, мы предупреждаем студентов, что им придется непросто: в колледже мы стараемся одновременно совместить различные подходы, и порой у студентов «голова идет кругом», какой же подход выбрать. А к концу уже первого курса становится понятно, что не нужно выбирать что-то одно, такая полифония интерпретаций как раз помогает более полно увидеть текст, он представляется уже не плоским, а объемным.
Каждый преподаватель в колледже подходит к преподаванию Священного Писания по-своему.
Скажем, Владимир Владимирович Сорокин, читающий курс историко-культурного контекста Св. Писания. Выпускник историко-филологического факультета РУДН, он повышал свою квалификацию в Иерусалимской библейской школе, и сегодня у него можно учиться тому, как работает с текстом профессиональный ученый, используя методы исторической критики.
Алексей Борисович Сомов, который сейчас защищает докторскую диссертацию по библеистике в голландском университете VU, показывает, как можно обогатить понимание Священного Писания с помощью привлечения текстов периода второго храма, которые стали доступны нам только в ХХ веке. На его курс ходят профессионалы в области религиоведения и библейских исследований.
Совершенно другой подход у Ильи Яковлевича Грица, основателя нашего колледжа.Илья Яковлевич часто прибегает, в том числе, к иудейской экзегезе Ветхого Завета, потому что эта традиция также может значительно обогатить наше понимание текста. В своих лекциях он не только размышляет о тайнах Писания, но и старается связать текст с жизнью слушателей, оттого его беседы всегда такие жизненные.
Когда я читаю курс по Деяниям и Посланиям апостола Павла,для меня важно обратить внимание студентов на святоотеческие источники толкования, но также и связать, собственно, миссионерскую деятельность апостола Павла с тем, что мы видим в современной жизни Церкви.
О других преподавателях и их курсах я не буду сейчас так много говорить, хотя каждый достоин отдельного разговора. Скажу только, что у нас студенты могут увидеть, как библейский текст живет в искусстве, философии, в диалоге с научным знанием, как изучение языков помогает лучше чувствовать смыслы, заложенные в тексте.
Есть ли какой-то отбор при поступлении? Могут ли у вас учиться люди из других городов?
Мы принимаем студентов в результате собеседования, которое включает в себя заполнение анкеты, из которой можно понять, насколько человек знаком с текстом Священного Писания. Скажем, прочел ли он весь Новый Завет и Пятикнижие, если у него любимый псалом,что он помнит из жизни определенных персонажей Библии. Для нас также важно, чтобы человек имел уже определенный опыт жизни в Церкви, не был неофитом. Если же он совсем недавно в Церкви, мы предлагаем ему подготовительное отделение, своего рода катехизацию. У нас совместная катехизаторская программа с храмом свв. Космы и Дамиана на Маросейке, да и в помещении нашего колледжа, который сейчас располагается на Павелецкой, в христианском культурном центре «Встреча», можно пройти такой курс в течение года. На подготовительное отделение может поступить любой человек, с любым знанием Библии или совсем без этого знания.
В колледже есть возможность и онлайн-обучения, мы считаем это очень важным направлением развития. Больше половины тех, кто сейчас учится на первом и втором курсе - это люди из разных регионов России, некоторые наши учащиеся - из стран СНГ, Балтии, Западной Европы, в основном это эмигранты. Таким образом, мы можем включить в свое обучение как людей, у которых в своем регионе просто нет возможности получать богословское образование, так и тех, кто имеет физические ограничения. И зачастую оказывается, что это не мы учим их, а они могут многому нас научить.Те люди, которые мужественно преодолевают свою болезнь, при этом ещё могут заниматься миссионерской деятельностью, преподавать, организовывать сообщества для людей, которые имеют также ограничения, и помогать им встроиться в обычную жизнь. Мне кажется, что это важно, и колледж здесь, хочется надеяться, также вносит свою лепту в то, чтобы такие люди поддерживали надежду.
Вы говорите об онлайн обучении, это требует определенных затрат. За счет чего живет Колледж?
С самого начала мы приняли, что Колледж живет на пожертвования. Мы здесь руководствуемся двумя принципами, которые оставлены нам первенствующей Церковью, с одной стороны, что «трудящийся достоин пропитания» (1 Тим. 5.18), с другой стороны, «если есть усердие, то оно принимается смотря по тому, кто что имеет, а не по тому, чего не имеет. Не требуется, чтобы другим было облегчение, а вам тяжесть, но чтобы была равномерность» (2 Кор. 8.12,13). У нас может учиться и студент, который ничего не зарабатывает, и бизнесмен, который добровольной жертвой это покрывает. Впрочем, сейчас для развития Колледжа на портале Предание открыт сбор пожертвований, и мы благодарны всем, кто нас поддерживает - как молитвой, так и материально.
А как относятся семьи ваших учащихся к тому, что они отсутствуют дома три дня в неделю на протяжении трех лет?
Мы стараемся создать пространство, где было бы уютно не вопреки семье, а вместе с семьей. К примеру, дети - это неотъемлемая часть колледжа. Когда мы проводим выездные семинары, мы специально думаем о том, каким образом организовать детскую программу.Взрослые порой слишком зацикливаются на знаниях и теряют живое восприятие жизни, а дети, общение с ними его помогают вернуть.
Видите ли вы изменения в отношении к Священному Писанию в нашей Церкви?
Когда в 2003 году совместные чтения Священного Писания были предложены на лагере-форуме «Федоровский городок», для многих людей, несмотря на то, что там присутствовали священники, такие чтения все равно казались каким-то новаторством. Но сегодня кружки по изучению Священного Писания распространены по всей России, и на портале Предание можно найти группу в своем регионе. На конференции, о которой я упоминал, звучали доклады, посвященные современной интерпретации Св. Писания в Церкви, был поставлен ряд вопросов, в том числе о новом переводе Св. Писания. Такой интерес свидетельствует о том, что отношение к Св. Писанию в Церкви в целом становится качественно иным.
Библейские кружки, новые переводы, научные конференции по Св. Писанию... На мой взгляд, следующий шаг для Церкви - чтобы Св. Писание вошло в жизнь не только ученых и активных взрослых прихожан, но и в жизнь детей, подростков, чтобы Библия с ранних лет сопутствовала человеку. Порой сталкиваешься с тем, что некоторые родители боятся с детьми читать Священное Писание, а вот Библию, изложенную для детей, - нет, хотя вернее было бы наоборот. Детская Библия зачастую дает очень однозначное и далеко не полное прочтение того или иного эпизода. У ребенка может сложиться впечатление: «ну вот, я всё понял, книга прочитана, основные события я знаю». И когда он вырастет, не будет знать,что у этого текста может быть несколько уровней прочтения.
Мы два года вели при колледже специальный педагогический семинар, где родители могли прийти и поучиться тому, как читать Писание вместе с детьми. Какие отрывки можно брать в определенном возрасте, какие не стоит, как настраивать ребенка, какими приемами можно пользоваться для того, чтобы что-то получилось. Родители, которым нужна дополнительная практика, могли, и до сих пор могут посещать занятия, которые проводит организатор семинара Маргарита Белотелова в культурном центре «Покровские ворота». Сами дети, подростки могут принять участие в специальных зимних и летних лагерях, которые проводятся таким образом, что изучение Священного Писания там действительно играет основную роль.
Мне кажется очень важным, чтобы настоящее знакомство со Священным Писанием не откладывалось до взрослого возраста, не рассматривалось как нечто дополнительное в духовной жизни. Важно с самого начала знать: есть текст, к которому я могу обратиться со своими вопросами, и ответы будут совсем небанальными.
Илья Яковлевич Гриц в свое время сказал такую вещь, может быть, несколько провокационную. В XX веке отец Георгий Флоровский провозгласил лозунг: «назад, к Отцам». И вот это вот обращение к Отцам действительно в нашей Церкви в каком-то смысле произошло - выходят новые переводы, появляются качественные патрологические исследования. Но вот XXI век, с точки зрения Ильи Яковлевича, должен добавить к этому «назад, к Писанию!»Отцы - они не сами по себе богословствовали, а на основании Священного Писания. Если мы посмотрим на святителя Иоанна Златоуста, то он весь Новый Завет знал наизусть, и Ветхий Завет очень активно использовал. Меня подчас поражает, как отцы пустыни, не имея ни симфоний, ни современных компьютерных справочников, могли найти место, очень точно подходящее к тому или иному вопросу. Конечно, они не просто зубрили Писание; они им жили, - и это они завещали и нам.
В.С. Стрелов, ректор Колледжа библейских основ подготовки к церковным служениям «Наследие», преподаватель библеистики. В прошлом - сотрудник Синодального отдела по делам молодежи, глав.ред. портала Предание, завуч Епархиальных миссионерских курсов г. Москвы. Автор методических материалов по работе со следопытами, организации Евангельских чтений и миссионерской работе. Награжден Патриаршим знаком св. цесаревича Алексия «За успехи в духовно-нравственном воспитании молодежи»
Отзывы о Колледже
Преподавание интересное, глубокое и свободное, атмосфера братского общения... Разве могли бы мы встретиться где-то еще? Слово объединяет - и это потрясающе! Спасибо. Сергей и Мария Г., Екатеринбург, семья
Нравятся все педагоги. Лекции трезвят, дают знание и потенциал, учат самостоятельно мыслить. Лариса Щ., Резекне, Латвия, режиссер театра
Интерес не пропадает, т.к. нет пресыщения, а скорее голод. Помогает Бог и хорошие преподаватели. Иногда так всё по-новому видишь и в словах Писания, и в своих душевных процессах. Т.е. новизна и удивление. Константин Х., Калужская обл., врач-педиатр
Узнаю столько нового интересного, что хотя это и не скромно, но умнею на глазах. Очень достойные преподаватели. Появляется чувство что кто-то действительно ведёт и оберегает от греха в жизни. Это не мистическое, а реальное ощущение, основанное на наблюдении и осмыслении. Олег П., Москва, ведущий группы самопомощи для зависимых
Впечатление такое, что до этого читал другую Библию. Сразу видно БИБЛЕЙСКИЙ колледж! Священник Сергий Д., Белгород
Преподавание через интернет - это " маленькая форточка" в маленьком городе в большой мир. Валентина Щ., Карсава, Латвия, пенсионерка
Учиться интересно. Вообще, мне учиться интересно всегда. Учеба помогает понять опыт других людей и оценить их усилия. Именно учеба в колледже, общение с преподавателями Писания научает понимать людей, видеть их глубину, учит терпению и милосердию. Спасибо. Лидия П., Екатеринбург, редактор журнала, регент
Очень помогает доброжелательная обстановка в колледже, туда всегда приятно и радостно приходить. Наталья С., Москва, катехизатор