Блог сайта

от Редактор Блога - пятница, 10 июля 2015, 20:44
для всего мира

4 заповедь Декалога

В.С. Стрелов

8 Помни день субботний, чтобы святить его;

9 шесть дней работай и делай всякие дела твои,

10 а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих;

11 ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его.

Есть блуд труда и он у нас в крови.

О. Мандельштам

Существуют две редакции этой заповеди – здесь и в книге Второзакония, 5 гл. Там она заканчивается иначе: «15 и помни, что [ты] был рабом в земле Египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцею высокою, потому и повелел тебе Господь, Бог твой, соблюдать день субботний [и свято хранить его]».

Текст Исхода отсылает нас к творению мира, тогда как Второзакония – к освобождению из рабства.

Суббота – это последнее из творений Божиих, день, который Господь особо благословил и освятил (Быт. 2:3). Как Бог в день седьмой пребывал в покое, озирая все сотворенное и радуясь ему («Вот, хорошо весьма»), так и человек, созданный по образу Божию, призван к тому, чтобы в день седьмой отложить заботы и обратить свое внимание на мир, сотворенный Богом, возблагодарить за него, - а также подвести итог своим трудам, проверить, хорошо ли то, чем он занимался предыдущие шесть дней.

Также человек призван к тому, чтобы освободиться от дел, забот и тревог, от всего того, что пытается держать его в плену, освободить и других, кто от него зависит, и почувствовать подлинную свободу в Боге. Возможно, именно этот день, в который вы откажетесь от интернета или телевизора, от погони за покупками и прибылью, станет вашим первым шагом к свободе.

Когда римляне познакомились с иудеями, три момента вызывали у них удивление: Храм, самый большой в мире, в котором нет никаких изображений Бога, море, в котором невозможно утонуть, и отношение к субботе, когда весь народ не делает никакой работы, даже не защищается от врагов.

Этот день предназначен для празднования.

Современные иудеи именно так относятся к субботе. Накануне субботы они надевают лучшие одежды, зажигают свечи и идут на совместную молитву, чтобы, вернувшись, насладиться трапезой, где вино переливается через край (символ полноты Божиих благословений). Субботу же они проводят в беседах о толковании Торы, и в Израиле не позволяют себе никакой работы (за исключением того, что касается спасения жизни) – в том числе, чтобы не соблазнить остальных.

Если обратиться к Евангелиям, мы увидим, что Господь Иисус соблюдал субботу, а многочисленные споры, которые мы встречаем в Евангелии, касаются понимания нюансов исполнения этой заповеди, отделения главного от второстепенного, смысла заповеди (ради единения Бога и человека) от преданий старцев – но сама заповедь при этом остается. Когда Иисус говорит, что Он больше субботы, Он не отменяет субботу, но таким образом показывает свое достоинство Сына Божия, Господина Субботы.

Также и церковные каноны 1-3 веков подтверждают необходимость христианам праздновать субботу (христиане до Константиновой эпохи пребывали в покое в субботу, затем, собравшись на трапезу-вечерю любви и ночную молитву, праздновали Воскресение Господа и шли работать). После воцерковления империи воскресение становится нерабочим днем, но это не умаляет значения субботы – она также выделяется и в богослужебной, и в постовой практике (пост в субботу запрещен); впрочем, стремление отмежеваться от иудейских корней вскоре приводит к забвению изначального смысла празднования субботы.

Большинство христиан сегодня считают, что суббота теперь просто перенесена на Воскресение. Но, во-первых, далеко не все из них празднуют даже Воскресный день как субботний, позволяя себе любые дела в этот день. Во-вторых, Воскресение имеет самостоятельное значение, когда мы празднуем именно победу нашего Спасителя и Господа Иисуса Христа над смертью, и в таком случае изначальный смысл субботы может теряться. Перед этими верующими стоит вызов – заново осмыслить то, что вложено в текст заповеди.

Другие буквально воспринимают эту заповедь (мессианские евреи, адвентисты и пр.), и действительно, остаются в покое в течение субботы, работая в воскресный день. Иногда эти группы, однако, резко критикуют тех, кто празднует именно воскресение, забывая о том, что пишет ап. Павел: «Кто различает дни, для Господа различает; и кто не различает дней, для Господа не различает. Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога. Ибо никто из нас не живет для себя, и никто не умирает для себя; а живем ли - для Господа живем; умираем ли - для Господа умираем: и потому, живем ли или умираем, - всегда Господни. Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми. А ты что осуждаешь брата твоего? Или и ты, что унижаешь брата твоего? Все мы предстанем на суд Христов» (Рим. 14:6-10).

Третьи говорят о том, что эта заповедь предполагает выделение в принципе времени для Бога, когда ты не занимаешься ничем другим. В перспективе, как они считают, все ваше время, а не только один день, должны быть посвящены Богу. На практике же, увы, это зачастую ведет к тому, что вера человека становится его личным делом, он попросту не участвует в литургическом собрании, да и слова о том, чтобы все свое время, а не только одну субботу, посвятить Богу, остаются благим пожеланием.

Тем не менее, эта идея может принести добрый плод. Можно посмотреть: как, через что я лучше всего чувствую себя в Божием присутствии (для кого-то это может быть вечерняя прогулка в молитвенном одночестве, для кого-то - служение бедным)- и расширять это в своей жизни. С другой стороны, особенно для тех, кто занимается церковным служением, пик которого приходится на воскресный день, такой подход с выделением какого-то другого дополнительного дня для отдыха и времени наедине с Богом кажется вполне оправданным. 

Как же лучше понять эту заповедь?

Помни день субботний, чтобы святить его

Если Храм – это святилище в пространстве, то суббота – святилище во времени. Святить – означает выделять, посвящать Богу и никому иному. Этой заповедью Бог желает от человека времени, посвященного именно Ему. Это не просто день для себя, для своей пользы и выгоды – это день, принадлежащий Богу.

шесть дней работай и делай всякие дела твои,

Без полноценного труда не может быть и полноценного отдыха. Труд был в замысле Божием – но труд творческий, ведущий не к расходованию, но к собиранию сил. Это в предназначении человека – возделывать и хранить сад Едема. Однако после грехопадения характер труда изменился, труд стал тяжек для человека, и воспринимается как проклятие. Тем не менее, Книга Притч неоднократно говорит о важности труда. Господь Иисус освящает труд своим примером, и по его образу делает это и ап. Павел. Средневековые готические строения, где декор верхних этажей не может быть виден никому, кроме Самого Бога, или современная сельскохозяйственная революция в Израиле (сделать из пустыни цветущий сад) наглядно показывают, каким прекрасным может быть труд.

суббота Господу, Богу твоему

Одна пожилая и мудрая монахиня, живущая в Иерусалиме, определяет субботу как "медовый месяц с Богом". Как супружеским парам необходимо проводить друг с другом время наедине, - так это и в отношениях с Богом. Отсюда понятно, что субботствовать - это не просто отдыхать.

А день седьмой - суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих

Заповедь поистине революционна: она освобождает от труда не только свободных людей, но и рабов, и скот, полагая пределы человеческой жадности, стремлению к прибыли. Если кто не хочет ее соблюдать – он свободен, но пусть идет в другое место, с народом Божиим в одних жилищах ему не быть. Соблюдение этой заповеди дает возможность людям, животным восстановиться. Как показывают современные исследования, от непрерывного труда без перерывов и входных производительность оказывается ниже, чем с разумным отдыхом, люди могут даже умереть. Кстати, в традиции Ветхого завета есть и седьмой год, когда отдыхает вся земля, аннулируются все долги и возвращается утраченная свобода, и юбилейный год, когда даже земля, отданная в аренду (как правило, из-за бедности), возвращается к своему исконному владельцу.

В субботу нельзя было собирать дрова, манну – за нарушение человек карался смертью. Доверяй Богу, Он даст вдовое накануне. Более того, даже ради строительства Скинии, Святилища Божия, нельзя прерывать покой субботнего дня!

Но что подразумевать под делом, работой? Ученые иудейской традиции сначала провели параллель с 39 видами работ, которые предполагались при постройке Скинии, а потом расписали их в подробностях. Спаситель обличал в этой мелочности своих оппонентов, и сегодня у ультраортодоксов это доходит порой до смешного – нельзя работать лифтам, потому что может проскочить искра, а искра – это высекание огня, что запрещено. Но ревность, с которой они стараются выполнить эту заповедь, может быть укором для тех, кто относится в ней с холодным безразличием.

Один из современных богословов определяет работу как то, что делается ради пользы, выгоды, - а не потому, что это приносит радость. Вычитывать книгу и править ее для публикации – работа, но можно читать в радость. Заниматься огородом, чтобы восстановить связь с творением – совсем не то же, что трудиться ради урожая. Если же говорить об идеале, который дает нам Сам Спаситель, то для Него суббота – это время исправления Творения: Он учит, исцеляет, прощает грехи, воскрешает – дает новую жизнь и доводит ее до совершенства. Только дела для Господа Бога, направленные к славе Его, являются делами, достойными субботы, и именно жизнь со Христом вводит нас в подлинный покой (Евр. 4 гл.).

 
от Редактор Блога - пятница, 10 июля 2015, 20:44
для всего мира

3 заповедь

В.С. Стрелов

7 Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.

 

Имя

Эта заповедь ставит в центр Имя Божие. Имя необходимо для обращения, диалога личностей. Имя выделяет человека и превращает толпу в коллектив (напротив, в концалегрях людей обезличивают, лишая имени). Творение без имен не завершено, и Бог поручает Адаму дать имена всему живому – это величайшее творчество. Дать имя означает нечто понять, обрести власть и определить назначение (термин в науке, диагноз болезни). В книге Откровения есть видение, как Бог каждому дает уникальное имя (Откр. 2:17). Грех же меняет имена (клички в банде, революционные переименования; Ева получает имя, когда теряет единство с Адамом). 

 

Имя Господа

Открыть другому свое имя означает довериться. Бог доверяет Свое Имя человеку. Это Имя, состоящее из букв йод-хе-вав-хе (в русской Библии передаваемое как Яхве, или Иегова), сложно переводится на другие языки, и означает оно Того, Кто был, есть и будет, Того, Кто обладает подлинным бытием, является источником всякой жизни. Очень приблизительный русский эквивалент этого имени – Сущий. Имя Бога в Ветхом Завете считалось настолько святым, что не произносилось никем, кроме первосвященника, да и он мог произнести Имя всего лишь раз в году, находясь в Святая Святых Храма в День трепета.

В Ветхом Завете Имя Божье одно, а именований много. Вот эти именования: Господь (Адонай), Всевышний (Эль Эльон), Бог воинств небесных (Саваоф), и др. В дальнейшем Бог открывается как Эммануил (С нами Бог), Иешуа, или Иисус по греч. (Ягве спасает), Отец.

 

Напрасно

Как исполнять эту заповедь? Напрасно – т.е. лживо, безрезультатно, всуе.

Возьмем молитву или разговор на богословские темы. Если они проходят без страха Божия, просто ради того, чтобы что-то прочесть или занять время, - это нарушение заповеди. А молитва, которая противоречит истинным намерениям жизни? Тоже. 

Использование имени Божьего как средство получить желаемое без встречи с самим Богом (любые формы заговоров, амулеты и прочие формы магического отношения к Его Имени) – это также нарушение заповеди.

В практике древних обществ было скреплять договоры клятвой с упоминанием имени божества. Если ты не собираешься исполнять договор, не примешивай к этому Бога, как бы говорит заповедь. Отсюда, когда верующие христиане хотят подчеркнуть свою искренность, они могут сказать: «Говорю перед Богом, не лгу, свидетель мне Бог».

 

А как можно?

Отсюда – мост к новозаветному пониманию этого. В некоторых текстах ап. Павла имя Иисус – самое часто встречающееся, и это не грех – просто он так живет Богом, что не может о нем не говорить. Западный святой Средневековья Бернар Клервоский писал: «Пиши или говори что угодно, - я не придам этому никакого значения, пока не услышу сладчайшее имя Иисуса. Иисус – мед на губах, музыка в ушах, сладость в сердце». Еврейский философ ХХ века Мартин Бубер считал, что говорить о Боге в третьем лице – кощунство, с Ним можно только на Ты (Ата). Имя – это как незримый ковчег Присутствия Божия. 

 
от Редактор Блога - пятница, 10 июля 2015, 20:44
для всего мира

10 заповедь Декалога

В.С. Стрелов


Исх. 20:17 Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.

Втор. 5:21  Не желай жены ближнего твоего и не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабы его, ни вола его, ни осла его, [ни всякого скота его,] ни всего, что есть у ближнего твоего.

 

Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже!

(Пс. 41:2)

Есть ли смысл в порядке заповедей?

Заповеди Декалога, без сомнения, можно рассматривать в произвольном порядке, поскольку каждая из них важна для сохранения и умножения жизни. Вместе с тем, неслучайно, что они даны так, а не иначе. Психологи знают, что в любой последовательности тезисов лучше всего помнится первый и последний. Значение первой заповеди очевидно: если для человека Бог – не Господь, все остальное уже не важно, ведь отчуждение от Бога – это и есть самая суть греха. Но что мы можем сказать о значении последней, десятой заповеди? Почему все оканчивается именно ей, а не запретом убийства, к примеру? Что же может быть важнее напоминания о ценности человеческой жизни?

Дело в желании  

С первого взгляда кажется, что эта заповедь, подобно седьмой и восьмой, касается отношений и собственности: перечисляются жена, дом, рабы, волы, ослы, поле... В чем же отличие? Присмотревшись внимательнее, мы видим, что основное ударение здесь на слове «не пожелай». Центр внимания переносится с дел на желание, намерение. Из намерений уже рождаются и слова, и дела. Можно сказать, что в этом смысле эта заповедь – ключ к остальным, связанным с практикой жизни. От желания до попытки отобрать, «отбить», обмануть или убить, чтобы завладеть, путь весьма короток. История Библии знает много тому примеров: от Каина через Давида с Вирсавией до Иуды.

Не просто не завидуй - не сравнивай

Многие перефразируют эту заповедь просто как «не завидуй», однако И.Я. Гриц предлагает более энергичное и радикальное: «Не сравнивай!». Как «не сравнивай», почему?! Разве это плохо, смотреть, как у соседа? Как же тогда понять, правильно ли я живу – быть может, я просто ленив, или руководствуюсь неверными целями? Заповедь запрещает не учиться у соседа, а желать того, что принадлежит соседу. И все же многие люди сегодня живут, сравнивая свою ситуацию с тем, «как у других». К сожалению, такое сравнение редко приводит к благодарности, чаще же побуждает людей невротически стремиться к тому, чтобы увеличивать свои потребности. А если исправить положение нельзя? Рождается ропот или уныние.

Но давайте еще раз пристально вчитаемся в текст. Как верят христиане, Библия – это Откровение Божие, ни одного слова в ней не сказано напрасно, и если нам что-то кажется устаревшим или неадекватным, это не проблема Библии – это проблема нашего понимания. В свете этого попробуем проанализировать, что имеется ввиду под каждым словом в этом списке запретных желаний.

Жена – она служит образом просто близкого человека, родного, друга. Кто-то окружен друзьями, а кто-то одинок. Но - не сравнивай.

Поле (в тексте Исхода его нет, оно появляется во Второзаконии, когда народ готовится стать оседлым) – это, собственно, место работы, источник дохода – как и вол. У кого-то работа приносит серьезный доход, кто-то перебивается. Не сравнивай.

Дом можно понимать во многих смыслах: и как жилище, и как семью, атмосферу в ней, и как приход, общину. Ты в гостях у друзей – дружная семья, дети, помогающие родители, а тебя дома ждет отец-алкоголик. Ты зашел в чужую церковь, но тебе так здесь рады, как в своей никогда не встречали. Под домом можно понимать даже человеческое тело, – у кого-то оно молодое и здоровое, а у кого-то поражено болезнями… В такие минуты хочется перестать быть собой, быть там, где нас нет... Не сравнивай. 

Раб, рабыня – это сотрудники, а осел – средство передвижения, от иномарки до электрички. Не сравнивай.

Может быть, что-то оказалось неучтенным? Именно для этого и добавлено: Не желай… ничего, что у ближнего твоего.

Есть и еще одна опасность в сравнениях: Бог нас всех сотворил разными, уникальными, с разными потребностями, и человек, постоянно оглядывающийся на других, рискует никогда не встретиться со своими подлинными желаниями, с самим собой. А ведь так важно найти свой путь, отыскать свои желания, а не подражать другим!

Что же делать вместо этого?

Во-первых, «Не сравнивай, а благодари за то, что уже есть». Благодарность – это первое положительное прочтение данной заповеди, и одновременно – переход к исполнению первой заповеди, ведь главная благодарность всегда обращена к Богу.

Во-вторых, ищи себя, свои собственные желания. Библия нигде не поощряет амебного существования, когда человеку все равно. Авраам страстно желает продолжения жизни в сыне. Моисей – спасения народа. Даниил назван мужем желаний. А как горячо может вести себя ап. Петр: «Вели мне пойти к Тебе по воде!»…

И Господь Иисус не подавляет желания, а пробуждает их – в разговоре с самарянкой у колодца (Ин. 4 гл.), в сирофиникиянке (Мк. 7:24-30), в расслабленном у купели Силоамской: «Хочешь ли быть здоров?» (Ин. 5:6)

Желания нужно не только искать, но и открывать их перед Богом с благодарностью, и «мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе» (Флп. 4:7). «Утешайся Господом, и Он исполнит желания сердца твоего. Предай Господу путь твой и уповай на Него, и Он совершит, и выведет, как свет, правду твою и справедливость твою, как полдень» (Пс. 36:4-6).

И ученики Христовы, апостолы, призывают развивать и воспитывать в себе правильные желания: Ревнуйте о дарах больших, и я покажу вам путь еще превосходнейший…Достигайте любви; ревнуйте о дарах духовных, особенно же о том, чтобы пророчествовать…Ревнуя о дарах духовных, старайтесь обогатиться ими к назиданию церкви, - пишет апостол Павел (1 Кор. 12:31, 14:1,12).

О чем мечтать, чего желать и о чем молиться – большие и важные вопросы в духовной жизни, ответы на которые для каждого будут его собственными, личными, - хотя искать эти ответы можно и вместе.

Ты, Ты, Ты...

И все же самое главное желание, стремление верующего – это желать Его Самого. Искать не Бога ради Его даров, а Его Самого. Диалога, общения с Ним. Не обязательно даже в словах – просто предстояния, присутствия:

«А я в правде буду взирать на лице Твое; пробудившись, буду насыщаться образом Твоим» (Пс. 16:15)

Это желание Бога открывает путь не только к первой заповеди, но и перекидывает мостик в Новый Завет, к Евангельским блаженствам.

***

Рассказывают. Бердичевский равви часто пел песню, в которой были такие слова:

Все, о чем я мечтаю, – Ты! Все, о чем я думаю, – Ты! Только Ты, снова Ты, всегда Ты! Ты! Ты! Ты!

Когда я радуюсь – Ты! Когда я грущу – Ты! Только Ты, снова Ты, всегда Ты! Ты! Ты! Ты!

Небо – Ты! Земля – Ты! Ты наверху! Ты внизу! В каждом начале, в каждом конце, Только Ты, снова Ты, всегда Ты! Ты! Ты! Ты!

[ Изменено: вторник, 25 августа 2015, 13:23 ]