Сегодня две главы посвящены фактически одной теме: осуждению. Мы осуждаем себя, осуждаем других. Есть ли в этом смысл?
Пятая глава посвящена призванию апостолов. Если У Марка апостолы «тотчас» следуют за Иисусом, то Лука показывает, что этому сопутствует.
5:1 Однажды, когда народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие, а Он стоял у озера Геннисаретского,
2 увидел Он две лодки, стоящие на озере; а рыболовы, выйдя из них, вымывали сети.
3 Войдя в одну лодку, которая была Симонова, Он просил его отплыть несколько от берега и, сев, учил народ из лодки.
4 Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова.
5 Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть.
6 Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась.
Для Петра это неожиданный улов — но, с другой стороны, он просто повинуется слову Наставника. Получается, у него есть первое качество ученика: готовность слушать.
7 И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть.
8 Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный.
9 Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных;
10 также и Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, бывших товарищами Симону. И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков.
Лука дает нам возможность быть свидетелем нравственного прозрения Петра. Прозреть — это увидеть себя грешником и нуждающемся во спасении. В этом есть большая психологическая правда: пока человек думает, что у него все в порядке, Спаситель ему не нужен.
Но что так потрясло Петра? Удивительно, это вовсе не обличения, а, напротив, изобилие милости Божией…
Много лет назад мы были в Греции с группой от университета, и накануне отъезда домой две девушки потерялись. Их искали несколько часов, и когда нашли, наш руководитель сказал им просто не подходить к нему — он боялся сорваться и наговорить лишнего. А отец Гервасий, ректор церковной школы, где мы жили, подошел к одной из них и подарил прекрасную икону, поздравив с днем ангела. Они плакали. Уверен, если бы он предложил им тогда что-то сделать для него, они бы сделали что угодно…
11 И, вытащив обе лодки на берег, оставили все и последовали за Ним.
12 Когда Иисус был в одном городе, пришел человек весь в проказе и, увидев Иисуса, пал ниц, умоляя Его и говоря: Господи! если хочешь, можешь меня очистить.
13 Он простер руку, прикоснулся к нему и сказал: хочу, очистись. И тотчас проказа сошла с него.
14 И Он повелел ему никому не сказывать, а пойти показаться священнику и принести [жертву] за очищение свое, как повелел Моисей, во свидетельство им.
15 Но тем более распространялась молва о Нем, и великое множество народа стекалось к Нему слушать и врачеваться у Него от болезней своих.
16 Но Он уходил в пустынные места и молился.
Марк объясняет уход Иисуса в пустыню преследованием толп. Это было, без сомнения. Но Лука видит и другую причину. Легко отдаться тому, что начало получаться, и забыть об Источнике любви, силы, понимания. У Иисуса все, как должно быть, Он сам ищет уединения для молитвы к Отцу.
17 В один день, когда Он учил, и сидели тут фарисеи и законоучители, пришедшие из всех мест Галилеи и Иудеи и из Иерусалима, и сила Господня являлась в исцелении [больных], —
18 вот, принесли некоторые на постели человека, который был расслаблен, и старались внести его [в дом] и положить перед Иисусом;
19 и, не найдя, где пронести его за многолюдством, влезли на верх дома и сквозь кровлю спустили его с постелью на средину пред Иисуса.
20 И Он, видя веру их, сказал человеку тому: прощаются тебе грехи твои.
21 Книжники и фарисеи начали рассуждать, говоря: кто это, который богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога?
22 Иисус, уразумев помышления их, сказал им в ответ: что вы помышляете в сердцах ваших?
23 Что легче сказать: прощаются тебе грехи твои, или сказать: встань и ходи?
24 Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, — сказал Он расслабленному: тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой.
25 И он тотчас встал перед ними, взял, на чем лежал, и пошел в дом свой, славя Бога.
26 И ужас объял всех, и славили Бога и, быв исполнены страха, говорили: чудные дела видели мы ныне.
Мы уже читали об этом исцелении. От Марка идет объяснение, что Иисус исцеляет по вере друзей. Но в контексте Луки это еще означает, что Иисус и пришел именно к таким, как этот расслабленный, чтобы исцелить, спасти погибшее.
27 После сего [Иисус] вышел и увидел мытаря, именем Левия, сидящего у сбора пошлин, и говорит ему: следуй за Мною.
28 И он, оставив все, встал и последовал за Ним.
Читая другие евангелия, я не обращал внимания на призвание Левия Матфея. Он менее интересен, чем решительный Петр или тонко чувствующий Иоанн. А ведь Церковь именно ему усвояет звание евангелиста. Свои знания (грамотность) он употребил для того, чтобы записывать слова Иисусовы, а скромность — чтобы не выпячивать при этом себя.
И Лука вносит интересную подробность. Левий сразу же после призыва «оставил все». Здесь не требовалось чуда. При том, что Матфей был представителем презираемой профессии, его сердце было готово.
Совершенно потрясающе, с глубоким психологизмом призвание Левия Матвея трактовали разные художники — особенно Караваджо, а Рембрандт в картине «Св. Матфей и ангел» показал уже преображенного человека.
29 И сделал для Него Левий в доме своем большое угощение; и там было множество мытарей и других, которые возлежали с ними.
30 Книжники же и фарисеи роптали и говорили ученикам Его: зачем вы едите и пьете с мытарями и грешниками?
31 Иисус же сказал им в ответ: не здоровые имеют нужду во враче, но больные;
32 Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию.
Смотрите, два призвания, такие разные. Честного трудяги Петра, довольно сомнительного в глазах общества дельца Матфея. И обоим находится место у Иисуса.
Есть ли кто-то, про кого вы сомневаетесь, что он может быть угоден Господу, и в принципе способен к обращению?
33 Они же сказали Ему: почему ученики Иоанновы постятся часто и молитвы творят, также и фарисейские, а Твои едят и пьют?
34 Он сказал им: можете ли заставить сынов чертога брачного поститься, когда с ними жених?
35 Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни.
36 При сем сказал им притчу: никто не приставляет заплаты к ветхой одежде, отодрав от новой одежды; а иначе и новую раздерет, и к старой не подойдет заплата от новой.
37 И никто не вливает молодого вина в мехи ветхие; а иначе молодое вино прорвет мехи, и само вытечет, и мехи пропадут;
38 но молодое вино должно вливать в мехи новые; тогда сбережется и то и другое.
39 И никто, пив старое [вино], не захочет тотчас молодого, ибо говорит: старое лучше.
Меня интригует то, как иногда одному и тому же эпизоду евангелисты придают разный смысл. Лука добивается этого всего лишь добавлением одной фразы в конце. Эта фраза уже не об учениках, которым Иисус не хочет навязывать много и сразу. Это — про тех, кто не может принять этого нового вина жизни — им кажется, что старое лучше. «Не надо самим размышлять над Писанием — все уже сказано отцами, и как сказано. Не надо искать своего пути в молитве — уже все дано в правиле, и это проверено вековым опытом. А думать о вопросах воцерковления культуры, политики, экономики — излишне, спасение не в этом». Надо ли их разубеждать? Мне кажется, единственное, что здесь возможно, — это только свидетельство без слов, самой жизнью.
6:1 В субботу, первую по втором дне Пасхи, случилось Ему проходить засеянными полями, и ученики Его срывали колосья и ели, растирая руками.
2 Некоторые же из фарисеев сказали им: зачем вы делаете то, чего не должно делать в субботы?
Казалось бы, Пасха, Бог спас народ свой, — а фарисеям важно, чтобы ученики соблюли недавнее устное предание, довольно абсурдное, будто растирание зерен руками — работа. Как можно легко загасить радость!
3 Иисус сказал им в ответ: разве вы не читали, что сделал Давид, когда взалкал сам и бывшие с ним?
4 Как он вошел в дом Божий, взял хлебы предложения, которых не должно было есть никому, кроме одних священников, и ел, и дал бывшим с ним?
5 И сказал им: Сын Человеческий есть господин и субботы.
6 Случилось же и в другую субботу войти Ему в синагогу и учить. Там был человек, у которого правая рука была сухая.
7 Книжники же и фарисеи наблюдали за Ним, не исцелит ли в субботу, чтобы найти обвинение против Него.
8 Но Он, зная помышления их, сказал человеку, имеющему сухую руку: встань и выступи на средину. И он встал и выступил.
9 Тогда сказал им Иисус: спрошу Я вас: что должно делать в субботу? добро, или зло? спасти душу, или погубить? Они молчали.
10 И, посмотрев на всех их, сказал тому человеку: протяни руку твою. Он так и сделал; и стала рука его здорова, как другая.
11 Они же пришли в бешенство и говорили между собою, что бы им сделать с Иисусом.
Иисус чувствует, что напряжение растет. И что Он делает?
12 В те дни взошел Он на гору помолиться и пробыл всю ночь в молитве к Богу.
Это должно было поражать читателей Евангелия, это поражает и сейчас. Всю ночь — в молитве. Конечно, можно это сделать по гордости, или чтобы испытать свои силы — но здесь не тот случай. Он советуется с Отцом, как поступить. Может быть, уже раньше созрело это решение, но сейчас становится очевидно: необходимо избрать учеников, тех, кто отныне будет всегда рядом.
Мне неудобно задавать вам вопрос о том, готовы ли вы провести значительное время в молитве перед каким-то важным выбором. Мы своих сил не знаем. Но пусть этот пример все-таки будет.
13 Когда же настал день, призвал учеников Своих и избрал из них двенадцать, которых и наименовал Апостолами:
14 Симона, которого и назвал Петром, и Андрея, брата его, Иакова и Иоанна, Филиппа и Варфоломея,
15 Матфея и Фому, Иакова Алфеева и Симона, прозываемого Зилотом,
16 Иуду Иаковлева и Иуду Искариота, который потом сделался предателем.
17 И, сойдя с ними, стал Он на ровном месте, и множество учеников Его, и много народа из всей Иудеи и Иерусалима и приморских мест Тирских и Сидонских,
18 которые пришли послушать Его и исцелиться от болезней своих, также и страждущие от нечистых духов; и исцелялись.
19 И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех.
Так начинается «проповедь на ровном месте» — аналог Нагорной проповеди в изложении Луки. Многое вам будет знакомо, но что-то прозвучит иначе. Этому не нужно удивляться. Основные поучения Иисус произносил не единожды, чтобы ученики точно запомнили. Кроме того, каждый из евангелистов, рассказывая об Иисусе своим слушателям, подчеркивал те аспекты его личности и проповеди, которые были наиболее актуальны.
По-видимому, эта проповедь произносится на фоне только что упоминавшихся фарисеев, которые были если не обязательно богаты, то весьма уважаемы, которые отличались благотворительностью, — но только к членам своего движения, которые довольно легко осуждали других, проявляя при этом удивительную слепоту, подмеченную Иисусом.
20 И Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил: Блаженны нищие, ибо ваше есть Царствие Божие.
21 Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь.
22 Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого.
23 Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах. Так поступали с пророками отцы их.
24 Напротив, горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение.
25 Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете.
26 Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! ибо так поступали с лжепророками отцы их.
Лука говорит о самой настоящей нищете, у него нет никакого добавления «духом» (Мф. 5:3). И этому может быть два объяснения. С одной стороны, это продолжает проповедь в синагоге Назарета — Иисус пришел благовествовать нищим, что Бог помнит о них и приготовил им спасение. С другой стороны, мы только что читали об учениках, которые оставили все ради следования за Иисусом.
Оставил ли ты что-то ради Евангелия? Стал ли гонимым? Возрадуйся, ты уподобился пророкам! Но также берегитесь, если у вас всего в избытке, и вы не замечаете тех, кто нуждается в помощи.
27 Но вам, слушающим, говорю: любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас,
28 благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас.
29 Ударившему тебя по щеке подставь и другую, и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку.
30 Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад.
31 И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними.
32 И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят.
33 И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают.
34 И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же.
35 Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым.
36 Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд.
Как ты относишься к тем, кто является твоим врагом? Издеваешься над ним, проклинаешь в ответ? Это так естественно… Но Иисус учит сверхъестественному пути — молитве и любви. Повторяется то, о чем мы читали у Матфея, почти дословно (разве что ст.36 отличается от Мф. 5:48, но в чем разница, вы можете посмотреть сами).
Однажды известного епископа англиканской церкви Уильяма Темпла спросили: «Почему вы четвертое воскресение подряд говорите с кафедры одно и то же?» — «А вы это исполнили? Я готов проповедовать это и десять, и одиннадцать раз, пока вы, наконец, не изменитесь».
37 Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете;
Снова об отношениях, теперь уже о запрете судить, о прощении. На самом деле, о том, чтобы не делить людей на «мы» и «они», «я» и «другие», — но всех воспринимать за братьев, а суд оставлять Богу.
38 давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам.
Иногда начинаешь примериваться: а зачем мне брать на себя это бремя, делать что-то для «других»? Что мне, своих забот мало? Но когда делаешь, действительно, в итоге воздается, хотя, быть может, совсем с другой стороны. При этом, как ты относишься к другим, например, судишь, так будут относиться и к тебе.
39 Сказал также им притчу: может ли слепой водить слепого? не оба ли упадут в яму?
40 Ученик не бывает выше своего учителя; но, и усовершенствовавшись, будет всякий, как учитель его.
Сочетание этих двух стихов непросто понять. В самом прямом смысле это значит: выбирай, за кем ты идешь, не нарвись на человека, о котором только кажется, что он понимает. Пропадете оба. И если у такого учителя есть что-то дурное, ты это тоже обязательно приобретешь. Или же: не следуй слепцам, следуй Мне, усовершайся.
41 Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?
42 Или, как можешь сказать брату твоему: брат! дай, я выну сучок из глаза твоего, когда сам не видишь бревна в твоем глазе? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего.
После неудачных попыток я опасаюсь «исправлять» кого-то. Но ведь бывает, что человек сам обращается за помощью. В таком случае, по этому слову — если сам прожил, исправился, можешь включаться.
43 Нет доброго дерева, которое приносило бы худой плод; и нет худого дерева, которое приносило бы плод добрый,
44 ибо всякое дерево познается по плоду своему, потому что не собирают смокв с терновника и не снимают винограда с кустарника.
45 Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят уста его.
Иногда я делаю выводы о человеке по тому, что он говорит, а потом начинаю мучиться, а не погрешил ли я. Но вот и Христос говорит, что разбираться в людях все-таки нужно, особенно если мы думаем, воспринимать ли человека как учителя. И слова человека — очень даже надежный показатель того, что у человек в сердце.
Но, положим, мы нашли настоящего учителя. И этого, оказывается, мало:
46 Что вы зовете Меня: Господи! Господи! — и не делаете того, что Я говорю?
47 Всякий, приходящий ко Мне и слушающий слова Мои и исполняющий их, скажу вам, кому подобен.
48 Он подобен человеку, строящему дом, который копал, углубился и положил основание на камне; почему, когда случилось наводнение и вода наперла на этот дом, то не могла поколебать его, потому что он основан был на камне.
49 А слушающий и неисполняющий подобен человеку, построившему дом на земле без основания, который, когда наперла на него вода, тотчас обрушился; и разрушение дома сего было великое.
Благодарю за тех, кого знаю как таких «делателей». А что их этого отрывка для меня может служить руководством к действию?
8 Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный.
Снова замечательный Петр, такой по-человечески понятный, искренний и непосредственный. Совсем не удивителен его ужас. Но в ужасе — он не отпрянул от Христа, а наоборот припал к Его коленям… А Христос и не подумал выйти)))
Прозрение Петра напомнило мне мое собственное прозрение…Давно это было..Приехала я исповедаться в Почаевскую Лавру. Исповедь должна была быть непростой, я долго настраивалась. Знала, что духовники Лавры очень строгие — могут наложить епитимью, отлучить от Причастия даже за незначительные в нашем представлении грехи. Готовилась я готовилась, настраивалась-настраивалась и, наконец. дрожа внутренне и внешне подошла к исповеди. Исповедалась…Я ожидала всего — гневного нравоучения, епитимьи, обличения…но только не того, что произошло…Священник меня обнял, сказал :»Не переживай, все в жизни бывает, все мы не святые…» Стал рассказывать о себе, о своей жизни, утешал меня, ободрял, как мог…Такой огромной любви к незнакомому человеку я даже не могла представить. Я ушла от него счастливая, воодушевленная, но с пониманием того, что ТАК любить я совершенно не умею. До сих пор вспоминаю этого старца со слезами и радостью одновременно. Я узнала, что такое Любовь. Упокой, Господи, душу приснопамятного схиархимандрита Викентия…
Спасибо, Елена!
Это прекрасно, когда попадаются любящие люди.
В память вечную да будет приснопоминаемый схиархим. Викентий!